АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования соотношения показателей интеллектуальных способностей (понятийных способностей и психометрического интеллекта) с успешностью школьной деятельности (успеваемости в школе) в старшем подростковом возрасте, проведенном с помощью метода кластерного анализа. Выборку составили 86 старших подростков в возрасте 15-16 лет. Использовались методики: «Обобщение трех слов»; «Понятийный синтез»; «Прогрессивные матрицы; электронный дневник. На первом этапе работы с полученными в исследовании данными стало проведение их нормализации (процедура логарифмирования) для того, чтобы в последствии работать с данными, распределение которых не значимо отлается от нормального. Кроме того, автором подробно были проанализированы описательные характеристики кластеров, выделенных по критериям уровня сформированности и категориальных, и концептуальных способностей на выборке школьников 8-х и 9-х классов. Так, при проведении кластерного анализа показателей понятийного опыта по критерию успешности школьной интеллектуальной деятельности (успеваемости в школе) среди учащихся 8-х и 9-ых классов были выделены три подгруппы школьников с учетом величины показателей категориальных и концептуальных способностей. Получены результаты, указывающие на тот факт, что высокая степень сформированности понятийных способностей связана с более высоким уровнем академической деятельности (школьной успеваемости) и общим уровнем интеллектуальных способностей (психометрический интеллект). Сделан вывод о том, что школьная успеваемость связана, прежде всего, с показателями концептуальных способностей понятийного опыта, а во вторую очередь - с категориальными способностями и показателями психометрического интеллекта.
ЦИТАТА
Сиповская, Я.И. Особенности кластерного анализа понятийных способностей / Я.И. Сиповская // Вестник евразийской науки. – 2024. – Т. 16. – № S2. – С.