АННОТАЦИЯ
В статье исследованы отличия в подходах к управлению образовательными системами и их финансированию в двух цивилизационных измерениях - западном и восточном. На примере отдельных стран, условно отнесенных нами к этим, как до сих пор считалось, «полярным» группам, обоснованно тенденции развития высшего образования в современном глобализированном мире. Наиболее характерным для западной и восточной систем высшего образования является сегодня поиск баланса между массовостью и качеством, что предполагает удовлетворение потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах при сохранении достойного качества образовательных услуг; государственным и частным финансированием университетов, и данные нашего исследования свидетельствуют о возрастании спроса на получение высшего образования при уменьшении финансовой поддержки государства (за исключением наиболее развитых стран); интернационализацией и изоляционизмом. Авторы опровергают традиционные представления о западной и восточной образовательных моделях и доказывают, что их трансформация имеет «зеркальный» характер: признаки одной модели в современных условиях становятся характерными для другой. Так, массовость, интернационализация, нарастающая технизация, которые ассоциировались до недавнего времени с образованием западного образца, теперь все больше проявляются на Востоке. В то же время, элитаризм, «закрытость», нерушимость традиций, стремление к духовным основам, присущие восточным образовательным системам, актуализируются на Западе. Появится ли в результате этих трансформаций универсальная и одновременно действенная система высшего образования, и позволит ли это решить проблему гармонизации духовного и материального в пространстве образования при нарастающей дегуманизации общества? Авторы представили в этой статье свой взгляд на решение обозначенной проблематики.
ЦИТАТА
Marchenko, O. Higher education in the globalized world: modern trends in management, funding and quality assurance / O. Marchenko, N. Sydorenko. // Економiчний часопис-XXI. – 2019. – № 9-10. – С. 53-65