АННОТАЦИЯ
Образовательная среда может пониматься как система возможностей будущей реализации личности. Ее специфика определяется не только параметрами социальной ситуации, но также содержанием обучения, традициями взаимодействия его участников. Находясь в подобной среде, личность принимает смыслы и ценностные установки, характерные для нее и несущие культурный контекст, способствующий дальнейшему личностному формированию и развитию. Ценности выступают здесь как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути и регуляции поведения по мере его реализации. Особенно данное положение актуально для вузовского образования, так как оно ориентировано на формирование определенного типа специалиста, в общественном сознании которому приписываются некоторые устойчивые качества, личностные характеристики, потенциальные возможности. В зарубежных исследованиях показано, что значимое влияние на выбор профессии и дальнейшее развитие в ней оказывает ролевая модель, соответствующая той или иной специальности, несущая в себе социальные представления о представителе данной профессии, что указывает на комплексную взаимосвязь профессионально ориентации личности и разделяемых социальных ценностей. Предвосхищаемый результат профессионального вузовского образования, таким образом, уже заключает в себе определенные параметры будущей идентичности, которые могут как приниматься, так и отвергаться личностью. Предполагается, что исследование параметров данных возможных идентичностей на различных этапах вузовского обучения позволит проследить динамику адаптации к выбранной профессии, а также определить общие характерные черты будущей идентичности в представлениях обучающихся. В статье представлены результаты проведенного пилотажного исследования ценностно-смыслового аспекта выбора возможных Я будущих врачей общей практики. В исследовании приняли участие студенты 2 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (n=50). Приводятся данные, полученные при использовании методики «Возможные Я» (адаптация протокола интервью «Возможные Я» (Frazier, Hooker 2006)), опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализируются представления о желаемых и избегаемых возможных идентичностях будущих врачей, а также содержание ценностно-смысловой сферы студентов данного направления.
ЦИТАТА
Баранова, А.В. Ценностно-смысловой аспект выбора возможных Я у студентов: пилотажное исследование / А.В. Баранова, Л.Ш. Мустафина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 59-66