АННОТАЦИЯ
Решение одной из парадоксальных ситуаций современного образования -законодательное уменьшение обязательных дисциплин для снижения учебных перегрузок и катастрофический рост загруженности учащихся - напрямую связано с современными вариациями гипотезы нейроэффективности, в частности, соотношением информационных и энергетических характеристик психической деятельности. Цель исследования состояла в изучении динамики межуровневых изменений спектра мощности ЭЭГ при выполнении химических дифференцировок различной сложности. В эксперименте приняли участие 29 студентов-психологов в возрасте 18-23 лет. Для сопоставления показателей биоэлектрической активности мозга во время осуществления когнитивной деятельности компьютеризированный портативный электроэнцефалограф-регистратор "Энцефалан-ЭЭГР-19/26" в модификация "Мини" был синхронизирован с диагностическим программным комплексом "ChemicalDifferentiation". Регистрация показателей спектра мощности ЭЭГ проводилась до и после формирующего эксперимента. Результаты эксперимента показали, что увеличение сложности перерабатываемой информации проявляется в увеличении значимых межуровневых различий показателей спектра мощности ЭЭГ и расширении его диапазона. Выявлено, что формирование концепта Вещество сопровождается уменьшением значимых межуровневых различий показателей спектра мощности и сужением частотного диапазона, на котором эти различия выявляются. Получены данные, свидетельствующие в пользу гипотезы нейроэффективности: формирование концептов, репрезентирующих предметную область деятельности, обусловливает не только высокую точность, скорость, но и легкость выполнения деятельности, что отражается в уменьшении энергозатрат в терминах показателей ЭЭГ. На основе сопоставления поведенческих характеристик респондентов на всех этапах исследования (утомление, интерес, легкость, тревожность), объективных психологических показателей формирования концепта Вещество (точность и время реакции сложного выбора) и объективных физиологических показателей (мощность спектра ЭЭГ) предположена психологическая интерпретация частотных диапазонов: дельта-ритм -индикатор затрачиваемых усилий для достижения результата; тета-ритм - индикатор концентрации/генерализации нервных процессов; бета-ритм - индикатор утомляемости, знакомости/субъективной легкости деятельности; гамма-ритм - индикатор высочайшей сложности когнитивной деятельности.
ЦИТАТА
Волкова, Е.В. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕКТРА МОЩНОСТИ ЭЭГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПТА "ВЕЩЕСТВО" / Е.В. Волкова, Д.А. Талантов. // Вестник психофизиологии. – 2019. – № 3. – С. 23-37