АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию проблемы детерминации межличностных отношений подростков в специфичных условиях социализации в кадетском корпусе. Целью работы стало выявление различий в отношениях подростков в зависимости от разных условий - в кадетском корпусе или общеобразовательной школе. В исследовании принимали участие реальные группы учащихся 8-х классов в возрасте 13-14 лет: две группы кадетского корпуса и группа школьников из общеобразовательного учреждения, общий объем выборки составил 77 человек. Включение в работу двух групп кадетов преследовало цель выявления общих и специфичных закономерностей формирования межличностных отношений в полузакрытой учебной группе. Показано, что специфика отношений подростков в таких группах характеризуется направленностью на активную самореализацию и такими качествами, как упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов. Школьники отличаются от кадетов более выраженными оценками по шкалам спонтанности и ригидности, проявляемых ими в отношениях с другими. Обнаружены различия в межличностных отношениях кадетов из разных групп по шкале сензитивности. Причина выявленных различий определяется мотивацией обучения, представлениями о дружбе, уровнем сплоченности группы в деловой сфере отношений. Отношения кадетов в обеих группах имеют общие характеристики: выраженность показателей шкал «тревожность», «спонтанность», представления о дружбе как «товарищеских отношениях», а также отсутствие в структуре группы категории изолированных подростков. Показано, что межличностные отношения в группах кадетов обусловлены как «внешними» (специфика образовательной среды), так и «внутренними» (личностными) факторами.
ЦИТАТА
Дробышева, Т.В. Межличностные отношения подростков в разных условиях социализации (на примере кадетов и учащихся общеобразовательной школы) / Т.В. Дробышева, С.В. Тарасов, Е.Ю. Сахарова. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 4 (12). – С. 108-127