АННОТАЦИЯ
Предлагается определение феномена жизнеспособности как способности человека или группы людей хорошо развиваться вопреки дестабилизирующим событиям, трудным условиям жизни и серьезным травмам. Показывается, что жизнеспособность объединяет два измерения, которые относятся к динамическим процессам позитивной адаптации в контексте неблагоприятных обстоятельств. Отмечается, что жизнеспособность выступает не только как простое сохранение или возврат к норме, но предполагает позитивное развитие, которое превосходит состояние, в котором индивид мог бы находиться, если бы не подвергся влиянию стресса. Приводятся результаты эмпирического исследования жизнеспособности и социальной адаптации подростков с нормативным и девиантным поведением. Описываются особенности социальной адаптации и жизнеспособности подростков в обеих группах. Анализируется взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков. На эмпирическом материале показано, что личностные и поведенческие характеристики адаптивных подростков и средовые условия их развития относятся к защитным факторам (факторам жизнеспособности). Личностные и поведенческие характеристики и средовые условия развития дезадаптивных подростков относятся к факторам риска, понижающим их жизнеспособность. Доказывается, что низкий уровень жизнеспособности дезадаптивных подростков определяется недостаточностью психологических и средовых ресурсов. Делаются выводы о том, что взаимосвязь жизнеспособности подростков и их социальной адаптацией не является однозначной. Адаптация к асоциальной среде препятствует возникновению просоциального поведения подростков.
ЦИТАТА
Лактионова, А.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ / А.И. Лактионова. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2013. – № 2 (38). – С. 107-115