АННОТАЦИЯ
Рассматривается актуальная проблема детского и подросткового стресса, логика разработки которой в лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН прослеживается в связи с анализом работ Л.И. Анцыферовой. Основные гипотезы исследования: о преобладании у детей и подростков с высоким уровнем стресса копинг-стратегий Беспокойство, Игнорирование, Самообвинение, Уход в себя и Несовладание и о том, что особенности совладания с трудностями зависят от уровня переживаемого стресса и типа трудной ситуации, сопряженного с определенной жизненной ценностью, проверяются на разных выборках детей в возрасте от 12 до 16 лет (N = 118), уравненных по полу. Используются методики: Шкала воспринимаемого стресса для детей (ШВС-Д) Б. Уайт в адаптации Н.Е. Харламенковой с коллегами; Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой; Цветовой тест отношений (ЦТО) в адаптации Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда. Результаты исследования подтверждают наличие связи между непродуктивными копинг-стратегиями и высоким уровнем стресса у детей и подростков. Выделенные трудные жизненные ситуации - оценочная ситуация, оставленность, неопределенная ситуация, экстремальная ситуация, ситуация беспомощности, соотнесены с угрозой утраты сопряженных с конкретными ситуациями ценностей Познания, Любви и привязанности, Безопасности, Жизни и здоровья, Веры в людей, содержание которых было определено на основе научных работ Л.И. Анцыферовой.
ЦИТАТА
Харламенкова, Н.Е. Детский и подростковый стресс: преемственность исследований / Н.Е. Харламенкова, Д.А. Никитина, Е.Н. Дымова // Психологический журнал. – 2025. – Т. 46. – № 1. – С. 36-44