АННОТАЦИЯ
Выделяя семантические способности сенсорного типа в качестве компонента понятийного опыта, в статье рассматривается иерархическая структура сенсорных семантических способностей разного типа модальности: тактильные, слуховые и зрительные ощущения, - с позиций принципа развития. Отмечается соотношение проявлений сенсорного семантического опыта в контексте интеллектуальной компетентности как характеристики продуктивности интеллектуальной деятельности. Кроме того, установленная регрессия индивидуального опыта как развернутые во времени этапы онтогенетического развития человека. Данный факт, наравне с самим отношением к понятию регрессии в мировой психологической литературе разработан недостаточно, несмотря на ряд пионерских исследований, где регрессия определяется способ обучения, совладания со стрессовой ситуацией или же, обобщая сказанное, - как этап развития. Выборку составили 99 девятиклассников в возрасте 15-ти лет. Использованные методики: «Сочинение», «Семантический дифференциал», «Обобщение трех слов», «Понятийный синтез». Результаты позволяют сделать вывод о регрессии понятийного опыта от сенсорных семантических способностей зрительного типа через слуховые к сенсорным семантическим способностям тактильного типа. Полученные факты углубляют представления о структуре и принципах организации самого базисного, слабодифференцированного вида понятийного опыта - семантических способностей сенсорного типа с позиции изучения сложности их внутренней дифференциации.
ЦИТАТА
Сиповская, Я.И. Проявления регрессии в структуре сенсорного семантического опыта / Я.И. Сиповская. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. – № 1. – С. 60-64