Реорганизация модели психического (theory of mind) в пожилом и старческом возрасте
Мелёхин А.И., Сергиенко Е.А.
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в сборнике трудов конференции
ГОД2019
ЯЗЫКRU
АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено особенностям эмоционального (распознавание, дифференциация эмоций по лицу, память на лица) и когнитивного (понимание обмана) компонентов модели психического с пожилого (55 - 60, 61 - 74 лет) до старческого (75 - 90 лет) возраста. Выделены симптомы социоэмоциональной селективности при распознавании эмоций по лицу и прагматического дефицита при понимании обмана в позднем возрасте. При распознавании психических состояний других людей у людей пожилого и старческого возраста наблюдается эффект конгруэнтности настроения, выражающийся в дефиците определения нейтральных эмоциональных экспрессий. При распознавании спокойного лица наблюдалось приписывание печали и злости. Модели психического у людей 61 - 74 и 75 - 90 лет, по сравнению с 55 - 60 лет, свойственны следующие особенности: феномен гендерного перцептивного уклона; смещение к своему возрасту; эффект другой расы при распознавании эмоций и эмоционально-эгоцентрический сдвиг при понимании обмана.
ЦИТАТА
Мелёхин, А.И. Реорганизация модели психического (theory of mind) в пожилом и старческом возрасте / А.И. Мелёхин, Е.А. Сергиенко. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2019. – С. 373-378
В статье представлены результаты исследований центрального компонента социального познания - модели психического в пожилом и старческом возрасте. Показано, что в пожилом (55-74 года) и старческом (75-...
Цель: изучение когнитивно-эмоциональной (модель психического) и временной (восприятие времени) компетентности как ментальных ресурсов благополучного старения. Показаны изменения в этих ментальных ресу...
Была изучена роль возраста модели в успешности распознавания дошкольниками эмоциональной экспрессии сверстников, подростков, взрослых и пожилых людей. Цель исследования состояла в выявлении взаимосвяз...
Проведено сопоставление парадигм модели психического и социального познания. Аргументируется положение о возможности рассмотрения модели психического как ментального механизма социального познания. Ср...