Дискурс в виртуальном общении: мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Дискурс в виртуальном общении: мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты

Занковский Анатолий Николаевич, Нарциссова Стэлла Юрьевна
Психология и психотехника ВАК IF 0,140
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 63
АННОТАЦИЯ
Статья освящает мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты виртуального дискурса, общие особенности и виды дискурса. Среди признаков виртуального дискурса отмечаются такие как: опосредованность культурой, коммуникативная природа, частое возвращение к предмету обсуждения, своеобразный сленг, интерактивность и толерантность дискурса. Отмечается, что развитие вертикальных и горизонтальных социальных связей среди членов виртуальных сообществ отчасти способствует формированию некоммерческого сектора в структуре современного государства и, в отдельных случаях, может влиять на общественно-значимые события в жизни общества. Методологию исследования составили: информационно-семиотический подход, рассматривающий общественное взаимодействие как мир социальной информации, накапливаемой и сохраняемой с помощью знаковых средств, созданных людьми; концепция А. Маслоу об иерархии мотивационно-потребностной сферы, теории социального действия Ю. Хабермаса и концепция социальных практик П. Бурдье. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что мотивационно-потребностный потенциал виртуального дискурса представлен мотивами и потребностями, среди которых: возможности психологической разгрузки, самореализация и профессиональный рост, удовлетворение потребности в безопасности и анонимности, в признании и уважении, и другие. Дискурс в виртуальной субкультуре несет на себе отпечатки социально-культурного пространства и обеспечивает выполнение ряда функций, в частности: информационной функции и формирования социального облика. В числе ролевых детерминант дискурса - расчет рейтинга, иерархии пользователей, а также структурные образования, представляющие собой пирамиду рангов на основе на основе подсчета уровня активности пользователя, по факту оставленных комментариев или по объему созданного контента могут присваиваться ранги, побуждающие к действиям, повышающим статус.
ЦИТАТА
Занковский, А.Н. Дискурс в виртуальном общении: мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты / А.Н. Занковский, С.Ю. Нарциссова // Психология и психотехника. – 2015. – № 6 (81). – С. 560-569
АВТОРЫ

Занковский Анатолий Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

152
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ CORPORATE CULTURE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
1993 год

2020 год

2000 год

2008 год