АННОТАЦИЯ
В данной статье предметом исследования является динамика контроля поведения и его составляющие у детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Объектом исследования является психологическая регуляция поведения в дошкольном возрасте. Авторы рассматривают проблемы саморегуляции. Особое внимание уделяется контролю поведения, конструкту, который разрабатывается в рамках системно-субъектного подхода. Контроль поведения рассматривается как единая система, включающая три субсистемы регуляции (когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию, контроль действий: произвольность/воля). Таким образом, контроль поведения является формой целостной регуляции поведения, включающей в себя специфические ресурсы конкретного человека, что обеспечивает индивидуальные варианты адаптации и позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации. В качестве методик использовались: модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (в частности шкалы оценки развития способов внешней регуляции); проба А.Р. Лурия «Обучающий тест»; методика «Классификация геометрических фигур»; методика Векслера WPPSI; схемы наблюдения и анализа поведения ребенка; анкета для родителей и карта наблюдений для воспитателей. Основными выводами проведенного исследования является то, что индивидуальное соотношение когнитивного, эмоционального и произвольного компонентов будет различным у детей с разной степенью адаптации. В процессе адаптации наблюдается своеобразная динамика составляющих контроля поведения у легко и трудно адаптирующихся детей. Стили адаптации, отражают индивидуальные паттерны контроля поведения.
ЦИТАТА
Вантеева, Е.В. Динамика контроля поведения в процессе адаптации детей к детскому саду / Е.В. Вантеева, Е.А. Сергиенко // Психология и психотехника. – 2015. – № 5 (80). – С. 511-522