Развитие модели психического в дошкольном возрасте
Сергиенко Елена Алексеевна Мир психологии
ВАКIF 0,443
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2015
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ8
АННОТАЦИЯ
Приводятся обобщенные результаты исследования развития модели психического у детей дошкольного возраста. Модель психического рассматривается как возможность понимать, интерпретировать и предвосхищать действия и их последствия в социальном мире. Показано, что модель психического наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте, проходя два качественно отличных уровня: уровень агента и уровень наивного субъекта. Развитие внутренних ментальных моделей у детей дошкольного возраста характеризуется как единичные ментальные репрезентации (3 года), ситуативно зависимые модели (3-4 года) и ситуативно независимые (5-6 лет). Приводится широкая эмпирическая аргументация гипотезы об уровневом развитии модели психического на основе исследований, выполненных под руководством автора. Сравнение понимания физического и психического мира показало принципиальное тождество организации ментальных моделей. Однако ментальная причинность становится определяющей для типично развивающихся детей, тогда как физическая причинность выступает основной у детей с расстройствами аутистического спектра и детей сирот. Уровень коммуникативной успешности и коммуникативная компетентность согласуются с развитием уровня становления модели психического и существенно возрастают у детей 5-6 лет. Полученные данные дают возможность рассматривать развитие модели психического как психологического механизма социального познания и социализации в целом.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте / Е.А. Сергиенко // Мир психологии. – 2015. – № 1 (81). – С. 53-64
В статье представлен современный анализ возможностей понимания детьми дошкольного возраста телевизионной рекламы и степени воздействия на них. В оригинальных исследованиях, проведенных под руководство...
Понимание рекламы детьми 3-6 лет впервые изучается во взаимосвязи с развитием модели пси- хического как ментального механизма этого понимания. Сравнивалось понимание коммерческой (реклама детского про...
Приведены результаты сравнительного исследования понимания детьми обмана как феномена когнитивного представления об организации психического в норме и при аутизме. В эксперименте участвовало 48 детей ...
Исследование посвящено вопросу когнитивных основ коммуникативной успешности дошкольников. Модель психического рассматривается нами как основа социального понимания. Мы предполагаем, что способность к ...