Развитие модели психического в дошкольном возрасте
Сергиенко Елена Алексеевна Мир психологии
ВАКIF 0,443
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2015
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ8
АННОТАЦИЯ
Приводятся обобщенные результаты исследования развития модели психического у детей дошкольного возраста. Модель психического рассматривается как возможность понимать, интерпретировать и предвосхищать действия и их последствия в социальном мире. Показано, что модель психического наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте, проходя два качественно отличных уровня: уровень агента и уровень наивного субъекта. Развитие внутренних ментальных моделей у детей дошкольного возраста характеризуется как единичные ментальные репрезентации (3 года), ситуативно зависимые модели (3-4 года) и ситуативно независимые (5-6 лет). Приводится широкая эмпирическая аргументация гипотезы об уровневом развитии модели психического на основе исследований, выполненных под руководством автора. Сравнение понимания физического и психического мира показало принципиальное тождество организации ментальных моделей. Однако ментальная причинность становится определяющей для типично развивающихся детей, тогда как физическая причинность выступает основной у детей с расстройствами аутистического спектра и детей сирот. Уровень коммуникативной успешности и коммуникативная компетентность согласуются с развитием уровня становления модели психического и существенно возрастают у детей 5-6 лет. Полученные данные дают возможность рассматривать развитие модели психического как психологического механизма социального познания и социализации в целом.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте / Е.А. Сергиенко // Мир психологии. – 2015. – № 1 (81). – С. 53-64
В статье представлен современный анализ возможностей понимания детьми дошкольного возраста телевизионной рекламы и степени воздействия на них. В оригинальных исследованиях, проведенных под руководство...
Понимание рекламы детьми 3-6 лет впервые изучается во взаимосвязи с развитием модели пси- хического как ментального механизма этого понимания. Сравнивалось понимание коммерческой (реклама детского про...
Представлены результаты исследования модели психического (theory of mind), как когнитивной функции, опосредующей становление коммуникативной успешности детей дошкольного возраста. Гипотеза исследовани...
В статье представлены результаты исследований центрального компонента социального познания - модели психического в пожилом и старческом возрасте. Показано, что в пожилом (55-74 года) и старческом (75-...