Чему и как мы учимся в разных культурах | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Чему и как мы учимся в разных культурах PDF

Александров Ю.И.
Школьная библиотека
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - обзорная статья
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Новый опыт добавляется, «наслаивается» на прошлый опыт. Давние «слои», сформированные еще в самом раннем, даже пренатальном онтогенезе (то есть до рождения), влияют на дальнейшее формирование нового опыта — последующую жизнь и последующее поведение. Мозг не является неизменным универсальным инструментом, который мы применяем в любых условиях окружающей среды. Мы действительно формируем новое содержание, новый индивидуальный опыт за счет специализации нейронов, которые зависят от того, чему мы обучаемся. Внешне одно и то же поведение, которое совершается для разных целей, обеспечивается разными наборами нервных клеток. Применительно к человеку можно сказать, что, когда нам кажется, что люди одинаково читают одну и ту же книгу или одинаково слушают один и тот же урок, активность мозга у этих людей совершенно разная в зависимости от того, для чего они это делают. Научение сопровождается специализацией нейронов. Откуда они берутся? Во первых, в нашем распоряжении огромное количество нервных клеток, которые еще не специализировались. Во вторых, давным давно устарела догма о том, что «нервные клетки не восстанавливаются», что наших нейронов в течение жизни становится только меньше. У взрослых людей вплоть до старости постоянно рождаются новые нейроны. Интересно, что чем больше мы учимся, тем больше появляется этих «новорождённых» нейронов. Более того, выживание новых нейронов зависит от научения — они умрут, если мы в короткий срок ничему не научимся. Научение приводит к тому, что они встраиваются в обеспечение нового поведения. Кстати говоря, у пожилых людей этот эффект выражен еще сильнее, чем у молодых, — научение в очень большой степени влияет на выживание новорожденных нейронов. Однако нейроны не только появляются, но и гибнут в процессе научения. Часть клеток, по видимому те, чьи свойства противоречат новому опыту, исключаются из поведения — с ними происходит то, что в науке называется апоптозом. Индивидуальный опыт людей, живущих в разных культурах и субкультурах, имеет разное содержание. В одном из наиболее интересных обзоров на тему межкультурных различий страны были расположены по степени преобладания разных стилей мышления — «холизма» или «аналитизма». Холизм и аналитизм — это показатели разных способов видения мира и взаимодействия с ним. Холизм характеризует целостное восприятие мира с последующим дроблением его на куски в соответствии со свойствами целого. Аналитизм характеризует оперирование с деталями и последующее объединение их в целостное представление. Однако люди не просто разные — мы разные комплементарно, то есть взаимодополнительно. Различные стили мышления и другие культурные особенности — это приспособления для разных стадий познавательного процесса, первой — холистической и второй — аналитической. Разные культуры способствуют в большей степени осуществлению той стадии познания, которая соответствует ментальности данной культуры. Поэтому мы, живущие в разных культурах, необходимы друг другу. На этой комплементарности может быть основано сотрудничество и организация работы в сфере экономики, в науке и т.д.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Чему и как мы учимся в разных культурах / Ю.И. Александров. // Школьная библиотека. – 2014. – № 9-10. – С. 26-35
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

381
НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2017 год

2017 год

2015 год