АННОТАЦИЯ
Представлены результаты исследования соотношения модели психического и символических функций на критическом этапе их развития - в дошкольном возрасте. Проверяется гипотеза о когерентности в развитии этих способностей. Изучение символических функций проводилось в рамках игры и рисования. С этой целью были разработаны и апробированы методики, включающие в себя задачи разного уровня сложности, позволяющие дать комплексную оценку этой способности на разных этапах развития, включая как использование, так и понимание символических средств. Уровень развития модели психического оценивался при помощи двух батарей задач, охватывающих ее основные компоненты (понимание неверных мнений, эмоций и их причин, визуальной перспективы, ментальных состояний по их внешним проявлениям): тест «Модель психического. Детский вариант» Сергиенко, Лебедевой; батарея задач «Модель психического» Hutchins еt al. Полученные данные о развитии этих способностей сопоставлялись с показателями интеллектуального развития детей (по тесту интеллекта Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В исследовании приняли участие 60 детей двух возрастных групп - 3-4 года и 5-6 лет, показатель интеллекта которых находился в пределах средней нормы по шкале Векслера. Показано, что на разных этапах онтогенеза символическая функция меняет характер связи с моделью психического, при этом наблюдается гетерохронность в развитии отдельных составляющих символических функций (понимание и использование символических средств) в игре и рисовании. Вклад психометрического интеллекта в развитие обеих способностей с возрастом снижается.
ЦИТАТА
Королёва, Н.А. Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте / Н.А. Королёва, Е.А. Сергиенко. // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 52. – С. 9