Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Известно, что процесс научения характеризуется значительной межиндивидуальной вариативностью и обусловливается многими факторами - в том числе индивидуальными различиями, которые, в свою очередь, связаны с различиями в уже имеющейся структуре индивидуального опыта. Можно говорить о том, что структура индивидуального опыта (она представлена набором элементов опыта – функциональных систем, связанных межсистемными отношениями; подробно см. в Alexandrov et al., 1997, 2000, 2017, 2018, 2020) обусловливает не только различия в реализации уже имеющегося поведенческого репертуара, но и качественные особенности приобретения новых навыков (напр., Апанович и др., 2021). Согласно системно-селекционной концепции научения (Швырков, 1995) процессы приобретения нового опыта при обучении включают в себя не только образование нового элемента опыта, но и реконсолидационную приспособительную модификацию уже существующих элементов (Alexandrov et al., 1999, 2001, 2018) (под научением нами понимаются закономерности, лежащие в основе модификации структуры индивидуального опыта, а под обучением - процедуры, ведущие к такой модификации). Мозговое обеспечение процессов приобретения и модификации опыта связано с формированием новых специализаций нейронов, отобранных в процессе научения из имеющегося разнообразия активированных клеток, и с модификациями нейронов, уже имеющими специализацию относительно того или иного элемента индивидуального опыта. В настоящее время неизвестно, какие именно процессы определяют вариативность индивидуальных «траекторий» формирования нового опыта в большей степени: процессы активного поддержания имеющейся структуры опыта, процессы формирования новых элементов индивидуального опыта или процессы модификации уже существующих элементов. И феномены, выделяемые при научении, как правило, не дифференцируются по их принадлежности к той или другой из упомянутых групп процессов. Кроме того, неясно, какова индивидуальная выраженность этих процессов, в частности, у людей с разным типом ментальности при решении ими различных задач (Апанович и др., 2020; Апанович и др., 2021). Можно предполагать, что история формирования индивидуального опыта, от которой, как мы показали (см. в Александров, 1989, 2005, 2012; Горкин, Шевченко, 1990; Гаврилов, 1999; Сварник и др., 2014; Kuzina, Alexandrov, 2020; Alexandrov, 2008, 2015; и др.), зависит системная организация поведения (экспериментально анализируемая через характеристики набора и отношений активированных элементов опыта), может оказывать различное влияние на эти процессы, т.е. различные индивидуальные особенности траекторий научения могут быть связаны с большей или меньшей представленностью процессов формирования нового или связанной с этим формированием приспособительной модификацией старого опыта. В настоящем проекте будут экспериментально проверены эти предположения о разном соотношении указанных процессов в формировании траекторий научения у разных индивидов. Для этого планируется сравнить на поведенческом уровне анализа индивидуальные особенности выполнения уже имеющихся навыков и приобретения новых как у животных, так и у человека. При этом у человека будет проведена оценка особенностей мозгового обеспечения выполнения и приобретения простых и сложных навыков на основе анализа компонентов связанных с поведением потенциалов, полученных при регистрации электроэнцефалограмм, а также осуществлено выявление связи параметров электрической активности мозга и сердца с индивидуальными характеристиками ментальности. Можно также предположить, что при формировании внешне сходного поведения ущественным фактором, определяющим возникновение наблюдаемых индивидуальных особенностей его выполнения, будет дифференцированность предшествующей обучению структуры опыта индивидов. Дифференцированность является принципиальной характеристикой указанной структуры, связанной со многими характеристиками процессов формирования и реализации поведения человека и животных, включая особенности его мозгового обеспечения (см. в Александров, 1989, 2016, 2020; Александров и др. 2017, 2020; Alexandrov et al., 2020a,b; Арутюнова, Александров, 2019; Bakhchina et al., 2019, Рождествин и др., 2015; см. также Шмальгаузен 1982; Tononi, Edelman 1998; Werner, Kaplan 1956; Чуприкова 1997, 2009). Как было обнаружено в ранее проведенных исследованиях, дифференцированность структуры индивидуального опыта данного поведения может быть выявлена через характеристики структурированности его нейронного обеспечения, т.е. на основании неравномерности распределения частот нейронной активности в поведенческих актах (Горкин, Кузина, 2019, 2020; Кузина, Александров, 2019), поэтому еще одной из задач исследования будет проведение сопоставления наблюдаемых параметров выученного в эксперименте поведения животных с характеристиками структурированности активности нейронов коры, выявляемые на основе частот активности индивидуальных нейронов коры в разных поведенческих актах. Поскольку формирование нового начинается, как правило, в стрессогенной ситуации рассогласования между новыми требованиями среды и имеющимся у индивида опытом взаимодействия с ней (напр., см. подробнее Александров и др., 2018) также будут проанализированы индивидуализированные биохимические особенности отставленных эффектов формирования опыта в ситуациях с разной степенью стресса у животных. Применение таких разноуровневых подходов (поведенческого, общемозгового, индивидуально-нейронного, биохимического) позволит, проследив динамику активности целостного организма в соотношении со средой на разных уровнях, не только дать междисциплинарное описание основы вариативности индивидуальных способностей к обучению и хранению опыта, но и за счет этого существенно приблизиться к созданию персонифицированных траекторий обучения различным навыкам, что является, в частности, одним из актуальных вызовов современного образования. Таким образом, реализация проекта будет способствовать разработке не только фундаментальных, но и практико-ориентированных проблемных полей.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения / Ю.И. Александров // . – 2022. – С.
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2020 год

2012 год

2017 год