МЕТОД ПОИСКА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЯЗВИМОСТЕЙ В ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

МЕТОД ПОИСКА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЯЗВИМОСТЕЙ В ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Косьянчук В.В., Бессонова Ю.В., Обознов А.А., Занковский А.Н., Грешников И.И., Махортов И.А.
Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда ВАК IF 0,925
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования состоит в недостаточной методической проработанности вопросов выявления несоответствий между способами представления информации на интерфейсах и возможностями человека-оператора по её восприятию и оценке. Для объяснения несоответствий вводятся понятия эргономических уязвимостей интерфейса и психологических уязвимостей человека-оператора. Цель исследования заключалась в экспериментальной проверке метода поиска эргономических и психологических уязвимостей при взаимодействии человека-оператора с интерфейсом в процессе выполнения задания на летном тренажере. Гипотеза исследования: эргономические и психологические уязвимости выявляются при вводе усложнений во взаимодействие человека-оператора с интерфейсом. В экспериментах участвовали 5 обученных операторов, имевших устойчивые умения и навыки пилотирования летных тренажеров, мужчины. Исследование проводились на стендовой базе Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (Москва). Полетное задание оператора заключалось в одновременном выполнении двух задач - задачи поиска, обнаружения и опознании заданного наземного объекта и задачи контроля указателя скорости. Каждый оператор выполнял задание пять раз. Задание №1 было фоновым без ввода усложнений, задание №2 выполнялось в усложненных погодных условиях. Далее очередные задания выполнялись с нарастанием усложнений - в задании №3 к усложненным погодным условиям добавлялось ограничение времени его выполнения (10 минут с обратным отсчетом), в задании №4 добавлялся отказ левого двигателя, в задании №5 - влияние измененного функционального состояния оператора (утомление). Первые четыре задания для всех операторов проводились в утренние часы, задание №5 - в конце рабочего дня (17:00-18:00). Общее время эксперимента составляло около одного часа. Методы и методики исследования. Показателями надежности поиска и опознания наземного объекта служили количество случаев его правильного опознания; показателями выдерживания скорости в заданных пределах - относительное количество объективных замеров, подтверждающих её нахождение в заданном диапазоне, а также количество голосовых докладов операторов о значениях указателя скорости (3 доклада для каждого задания). В процессе выполнения полетных заданий проводилась регистрация окуломоторной активности и движения взора операторов с помощью айтрекера SMI Red-M 250 Hz (SMI, Germany). Для оценки функционального состояния операторов использовались аппаратурные методики «Критическая частота слияния мельканий», «Реакция на движущийся объект», теппинг-тест, «Сложная сенсомоторная реакция», а также регистрировались показатели электрокардиограммы на электроэнцефалографе Нейрон-Спектр-4/П. После окончания эксперимента с операторами проводилось структурированное интервью для выявления затруднений, допущенных ошибочных действий и их субъективных причин. Результаты: Заданный наземный объект был правильно опознан в 84% случаев. Установлены 4 случая необнаружения объекта 3-мя операторами (3 случая из 4-х были при выполнении задания 2). Установлено, что значения скорости в заданных пределах находились в 63% случаев, Количество сделанных докладов операторов о текущих значениях составило 83%. (пропущены 13 докладов). По данным интервью, операторы в качестве приоритетной выбирали задачу поиска и опознания заданного наземного объекта. Зрительный контроль скорости выполнялся значительно реже, т.к. для считывания указателя скорости необходим перенос взгляда в другую, пространственно удаленную зону интерфейса. Таким образом, результаты интервью позволили выявить ряд эргономических проблем, связанных с недостаточно информативной индикацией и автоматизацией ее отображения. Эти проблемы особенно ярко проявились на этапе выполнения совмещенной деятельности. Введение дополнительных усложняющих факторов полета привело к актуализации эргономических уязвимостей, заложенных на этапе проектирования интерфейса, и психологических уязвимостей человека-оператора, связанных с распределением
ЦИТАТА
МЕТОД ПОИСКА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЯЗВИМОСТЕЙ В ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / В.В. Косьянчук, Ю.В. Бессонова, А.А. Обознов, А.Н. Занковский, И.И. Грешников, И.А. Махортов // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2022. – Т. 7. – № 4. – С. 227-265
АВТОРЫ

Бессонова Юлия Владимировна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

131
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Обознов Александр Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

290
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

Занковский Анатолий Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

152
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ CORPORATE CULTURE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2020 год

2013 год

2015 год