Социальные дополняющие диады и ресурсы успешности субъекта | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Социальные дополняющие диады и ресурсы успешности субъекта

Толочек Владимир Алекссевич
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития ВАК IF 0,785
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Цель: описание феномена «социальные дополняющие диады». Рассмотрены диады – малые социальные группы (микрогруппы) – как основные формы организации людей, передачи культуры, развития специальных знаний в рамках профессиональной сферы, как социальные структуры, обеспечивающие надежность и эффективность деятельности человека. Выделены и проанализированы особенности социальных дополняющих диад (СДД) «воспитатель – воспитуемый», «учитель – ученик», «преподаватель – студент», «руководитель – подчиненный», «лидер – ведомый» и др. Полагается, что исторически возрастают разновидности социальных диад как основной формы передачи социального опыта человечества в разных профессиональных сферах («врач – пациент», «тренер – спортсмен», «писатель – читатель», «консультант – клиент» и пр.). Выделены проблемные аспекты и сложности изучения диад. Гипотезы: 1) феномен «социальные дополняющие диады» (СДД) представляет собой исторически эволюционирующее социально-психологическое явление; 2) в процессе функционирования социальная успешность субъектов как партнеров диады может изменяться; 3) нарядусо спонтанно формирующимися СДД возможно целенаправленное формирование уникальных и специфических диад. Предложены типология и описание особенностей разных социальных диад: 1) дополняющие социальные диады (СДД); 2) поддерживающие социальные образования; 3) профессиональные комплексные; 4) профессиональные творческие; 5) родственные; 6) спонтанные; 7) деструктивные (паразитические, эксплуататорские); 8) асоциальные. Обсуждаются вопросы сопряженности феномена «диада» и проблемы ресурсов (интрасубъектных, интерсубъектных и внесубъектных), социально-психологических и психологических механизмов актуализации, становления и развития ресурсов. Выделен ряд научных проблем, к настоящему времени достаточно разработанных в психологии, в которых отражаются ключевые особенности ресурсов, проблем, которые могут рассматриваться в качестве прототипов разработки (проблемы интегральной индивидуальности человека, когнитивных ресурсов, профессионального становления субъекта, дополнительности качеств субъектов совместной деятельности).
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Социальные дополняющие диады и ресурсы успешности субъекта / В.А. Толочек // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2022. – Т. 11. – № 2 (42). – С. 120-132
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

372
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2015 год

2015 год

2010 год