Модель оперантного научения и принцип стохастической детерминации психических явлений
Лебедев Александр Николаевич Актуальные проблемы психологического знания
ВАКIF 0,198
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2017
ЯЗЫКRU
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается проблема эволюционной роли случайности в развитии мышле- ния и поведения. На примере ряда теоретических концепций рассматриваются два мето- дологических принципа. Это принцип каузального детерминизма и принцип стохастиче- ского детерминизма. Принцип каузального детерминизма характерен для отечественной психологии советского периода. В первой половине ХХ века в естественных науках начал интенсивно развиваться системный подход. Он рассматривал возможность развития через формирование устойчивых систем из объектов, находящихся в хаотичном движении. Этот вариант системного подхода был назван синергетикой. В психологии идея развития поведения на основе случайных движений была реализована Б. Скиннером в экспериментах с оперантным научением. Данная модель сегодня может по-новому объяснить многие психо- логические феномены. В частности, способность организмов к случайному поведению про- является в ситуациях принятия решения при выборе объекта из субъективно равнозначных альтернатив. В этом случае весьма перспективной является модель мышления как логико- стохастического процесса.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Модель оперантного научения и принцип стохастической детерминации психических явлений / А.Н. Лебедев. // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 4 (45). – С. 20-27
В работе анализируются закономерности формирования и актуализации систем, составляющих структуру индивидуального опыта. Показано, как может быть применен системный подход к анализу многоуровневых стру...
Разработка проблемы формирований быстрых адаптаций невозможна без установления фундаментальных закономерностей изменения поведения при научении и лежащих в его основе нейронных механизмов. Известно, ч...
В настоящее время всё более актуальной становится проблема оптимизации формирования поведения с учетом его адаптивности в изменяющихся условиях. Разработка данной проблемы невозможна без получения дан...
На втором этапе выполнения проекта было проведено несколько экспериментов, направленных на выявление возможностей использование метакогниций для управления творческим процессом в виде решения инсайтны...