В статье рассматривается роль образования и микросоциума в передаче культурных норм между поколениями. Авторы обсуждают причины изменений и стабильности культурных норм с течением времени. Образование рассматривается как проводник общекультурных знаний. В свою очередь, образование не является независимым от влияния культурного уровня на местах. С использованием линейно-структурного моделирования авторы проверяют гипотезу о сохранении «культурных генов» при смене поколений. В основе модели - данные о грамотности населения Московской губернии в 1883 г. и о результатах ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 2012-2013 гг. в Московской области. Факторы грамотности и русского языка по результатам ЕГЭ и ГИА вычисляются на основе показателей 26 районов Московской области. Модель имеет удовлетворительные параметры (CFI = 0.980, RMSEA = 0.10). Уровень грамотности в 1893 г. положительно связан с успешностью по русскому языку в 2012-2013 гг. (r = 0.58). Образовательные паттерны районов Московской области конца XIX в. очень похожи на паттерны достижений в XXI в.: районы с большей грамотностью сохранили более высокие достижения по русскому языку, и наоборот. Обсуждаются возможные причины стабильности географических паттернов образовательных успехов, прошедших через все изменения условий жизни общества на протяжении столетия.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Образовательные достижения районов Московской области воспроизводят уровень грамотности в XIX в.: механизмы "культурной генетики" / А.А. Григорьев, Е.М. Лаптева, Д.В. Ушаков. // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 69-85
Осуществлен анализ данных, полученных при исследованиях научения в психологии, в том числе в психофизиологии, кросскультурной психологии, а также в культурной и социальной нейронауках. Эти новые данны...
Статья посвящена социокультурному, историко-психологическому исследованию интерпретаций идеала в духовной культуре российского общества как воплощения его прогресса, осуществляющегося через разрешения...
The peculiarities of poetic genre of the “chastushka” as rural folklore are disclosed. It is regarded as the source and original model, through which the V. F. Chizh tried to reveal different aspects ...
В статье анализируются проблемы в области работы с одаренными детьми. Показано, что эта деятельность несистемна и недостаточна по своим масштабам. Обосновывается необходимость реформирования системы р...