Зоны развития, зоны противодействия и пространство ответственности
Поддьяков Александр Николаевич Культурно-историческая психология
ВАКSCOPUSWOSIF 1,341RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2006
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ19
АННОТАЦИЯ
Развитие цивилизации, отдельных обществ, социальных групп и личностей осуществляется под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных направлений социальных воздействий: 1) содействия; 2) противодействия приобретению опыта, обучению и развитию. С этой точки зрения рассматриваются различные понятия, производные от понятия «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского и отражающие разнообразие зон развития и многомерности его результатов при различных типах социальных взаимодействий. Обсуждаются нравственный (целевой) и когнитивный (операционально-технический) аспекты ориентации и преднамеренной дезориентации обучаемых и воспитуемых в условиях конфликтов целей и нравственных установок участников социальных взаимодействий, а также проблема ответственности за развитие и возможности сопротивления негативным воздействиям (ориентации вопреки дезориентации).
ЦИТАТА
Поддьяков, А.Н. Зоны развития, зоны противодействия и пространство ответственности / А.Н. Поддьяков. // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 2. – С. 68-81
Анализируется явление противодействия обучению и развитию других субъектов. Обсуждаются результаты оригинального эмпирического исследования представлений людей о распространенности данного явления в р...
Освещаются психологические проблемы, возникающие в процессе глобализации мира, в том числе в плане отрицательного влияния на личность и потенциальной конфликтогенности. Анализируется ряд методологичес...
В статье рассматривается вклад Н.И. Пирогова в реформирование системы воспитания и образования в России. Приводятся некоторые данные о его деятельности по изменению социально-психологических условий п...
Анализируются помехи и трудности, которые с различными целями создает помогающий субъект в ходе оказания помощи другим. Рассматриваются: 1) противодействия на уровне диадического взаимодействия «помог...