АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в исследовании социального интеллекта и создании математической модели взаимоотношений между различными его компонентами. В 1998 году была выдвинута и подвергнута эмпирической проверке теоретическую модель, которая включает следующие основные положения. Выделяется несколько стратегий, которые используются людьми для поддержания самооценки. Эти стратегии, с одной стороны, предъявляют различные требования к интеллектуальному уровню субъекта, с другой стороны, в определенной степени определяют поведение субъектов в социальных ситуациях, где их самооценка оказывается затронутой, как это происходит при межгрупповом взаимодействии или ситуациях когнитивного диссонанса, изученных Фестингером. По результатам излагаемых ниже исследований можно выделить 2 стратегии. Первая, наиболее примитивная, проявляется в процессе оценке объекта по некоторой шкале. Эта стратегия возможна лишь при не очень высоком развитии интеллекта. Вторая стратегия предъявляет более высокие требования к когнитивным ресурсам. Она заключается в том, что субъект, достаточно точно оценивая себя по отдельным шкалам, склонен придавать в большей мере значение тем шкалам, по которым он оценивает себя высоко. Применение этой стратегии, как кажется на основе описываемых в отчете результатов, предполагает более высокое развитие интеллектуальных способностей, чем использование предыдущей стратегии. Представляется, что различные стратегии поддержания самооценки, используемые различными людьми, должны привести к индивидуальным различиям в социальнопсихологических феноменах, причина которых, как полагают, заключается в потребности людей поддерживать высокую самооценку. Для получения эмпирических данных по обсуждающимся вопросам было проведено экспериментальное исследование. В исследовании использовались как уже известные, так и оригинальные методики. Было показано, что использование стратегии 1 значимо положительно коррелирует с искажением оценки под влиянием диссонанса и значимо отрицательно - с интеллектуальными показателями. Использование стратегии 2, наоборот, положительно коррелирует с показателями интеллектуальных тестов. Искусственное создание болезненной для самооценки ситуации не оказало значимого влияния на сдвиги оценок, вызванные когнитивным диссонансом.
ЦИТАТА
Математическое моделирование социального интеллекта в норме и при алекситимии отчет по НИР № 97-06-80400 (Российский фонд фундаментальных исследований)