АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования соотношения показателей интеллектуальных способностей (понятийных способностей и психометрического интеллекта) со стратегиями совладающего поведения в старшем подростковом возрасте. Выборку составили 110 старших подростков в возрасте 15-18 лет. Использовались методики: «Описание неопределенных фигур» (Е. Ю. Артемьева); «Обобщение трех слов» (М. А. Холодная); «Понятийный синтез» (М. А. Холодная); «Прогрессивные матрицы» (Дж. К. Равен, Дж. Равен, Дж. Х. Курт); «Методы совладающего поведения» (Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк); электронный дневник. Полученные результаты указывают на дисбаланс в развитии интеллектуальных способностей учащихся. Сделан вывод о том, что школьная успеваемость связана с категориальными способностями и показателями психометрического интеллекта. Связи же с семантическими способностями, концептуальными способностями и какими-либо стратегиями совладания не обнаружены, тогда как сами копинги корреляционно - хотя и в меньшей мере - связаны именно с концептуальными и семантическими способностями.
ЦИТАТА
Сиповская, Я.И. Соотношение интеллектуальных способностей и эффективности совладающего поведения в старшем подростковом возрасте / Я.И. Сиповская // Психология личности: методология, теория, практика (Методология, теория и история психологии). : Сборник статей. – Москва, – 2024. – С. 914-920