АННОТАЦИЯ
Введение. Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в повседневное взаимодействие людей, особенно с помощью чат-ботов, в последние годы значительно выросла. Чат-боты, основанные на ИИ, успешно имитируют человеческие разговоры, понимая запросы пользователей и реагируя соответствующим образом. Изменение эффективности образовательной и профессиональной деятельности, связанной с обработкой текстов, в этих условиях представляется крайне актуальным и предопределяет цель нашего исследования: сравнение эффективности взаимодействия с ChatGPT при формулировании запросов в различных коммуникативных стратегиях. Процедура и методы. Исследование эффективности взаимодействия с ChatGPT проведено по схеме естественного эксперимента с предварительным обучением. В качестве испытуемых в исследовании участвовали 34 (15 мужчин, 19 женщин, возраст 25-36; M = 31,6; SD = 1,8) сотрудника отдела маркетинга компании «Технологии Доверия» которые выполняли задания на рерайтинг, взаимодействуя с ChatGPT в рамках специально освоенных коммуникативных стратегий (персуасивной и кооперативной) и оценивали с помощью психосемантических шкал удобство использования чат-бота и качество сгенерированного ChatGPT текста. Для выявления эффектов влияния коммуникативных стратегий на эффективность взаимодействия использовался критерий Уилкоксона для зависимых выборок, а для выявления латентных переменных взаимодействия при различных коммуникативных стратегиях - эксплораторный факторный анализ с последующим варимакс-вращением. Результаты исследования. Сопоставление результатов оценки эффективности взаимодействия с ChatGPT при использовании 2 стратегий (кооперативной и персуасивной) показало, что по всем 11 показателям удобства использования чат-бота наблюдается значимое преимущество кооперативной коммуникативной стратегии на уровне значимости р<0,05. Однако по 6 показателям качества текста, получаемого в ходе рерайтинга, персуасивная стратегия демонстрирует преимущества и по 4 из них на значимом уровне р<0,05. В ходе исследования установлено, что факторные решения для изучаемых коммуникативных стратегий существенно различаются: ключевым фактором при использовании персуасивной стратегии является скорость и точность в достижении целей, тогда как в кооперативной стратегии критически важной оказывается адекватная реакция чат-бота на возражения. Заключение. Полученные в ходе исследования результаты вносят существенный вклад в понимание общения с ИИ чат-ботами, раскрывая специфику взаимодействия лингвистическими средствами, характерными для человеческого общения. Результаты демонстрируют сложность выбора оптимальной стратегии взаимодействия с ChatGPT и раскрывают факторы, определяющие особенности субъективной оценки взаимодействия.
ЦИТАТА
Voronin, A.N. Comparative analysis of communication strategies impact on the effectiveness of interaction with an AI chatbot / A.N. Voronin, V.V. Palenova // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 5 (71). – P. 680-693