Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала

Взорин Глеб Дмитриевич, Букинич Алексей Михайлович, Нуркова Вероника Валерьевна
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ВАК IF 0,706 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2024
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Опасения общества относительно негативного влияния цифровизации на познавательные способности человека во многом связаны с публикацией данных о так называемом Google-эффекте - снижении мнемической продуктивности после сохранения информации на цифровые устройства («цифровая амнезия»). Попытки репликации Googleэффекта показали его воспроизводимость исключительно при условии наличия уверенности в возможности последующего доступа к сохраненному материалу, что поддерживает гипотезу о целесообразном (а не автоматическом) характере данного психологического феномена. Развитие гипотезы о деятельностной детерминации Google-эффекта предполагает его яркое проявление в случае сочетания на этапе кодирования низкой субъективной вероятности востребованности материала в будущем и высокой вероятности легкого доступа к носителю. Google-эффект не должен наблюдаться при противоположных условиях. Методологически важна проверка устойчивости эффекта не столько при эксплицитном тестировании запоминания, сколько в отношении способности отсроченно использовать информацию при решении релевантных задач. Эмпирическое исследование было организовано в формате компьютерной игры, где участники (N = 69, M = 20 лет) играли роль детектива, который на первом этапе имел возможность ознакомиться с игровыми «уликами» преступления, получал сведения о релевантности каждой из них для дальнейшего расследования (требуется запомнить улику, не запоминать, нет четкой цели) и производил с ними обоснованные в игровой логике действия (удалить, сохранить, пропустить). На втором этапе через неделю моделировалась ситуация новой игровой задачи на узнавание целевых стимулов среди дистракторов. Результаты показали превосходство в узнавании удаленных релевантных «улик» над сохраненными или пропущенными релевантными «уликами». В то же время нерелевантные «улики» узнавались на одном уровне вне зависимости от совершенной над ними операции, но значимо лучше уровня угадывания. Таким образом, мнемический эффект экстернализации материала на цифровых носителях определялся именно прогнозом целесообразного использования материала в целостной деятельности.
ЦИТАТА
Взорин, Г.Д. Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала / Г.Д. Взорин, А.М. Букинич, В.В. Нуркова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2024. – Т. 14. – № 3. – С. 498-515
АВТОРЫ

Нуркова Вероника Валерьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

133
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПСИХОЛОГИЯ AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2019 год