АННОТАЦИЯ
Традиционные исследования инсайта предполагают, что существует особый класс так называемых инсайтных задач, чье решение приводит к переживанию инсайта. Однако было показано, что инсайтные задачи могут быть решены как инсайтным (с ага-переживанием), так и пошаговым путем (без ага-переживания), и точно такая же ситуация наблюдается для решения аналитических задач. Данная работа посвящена вопросу, действительно ли достаточно использовать типы задач для определения инсайтных переживаний или же необходимо использовать тип решения. Для этой цели мы собрали базу ранее опубликованных открытых данных, использующих опросник А. Данек и Дж. Вайли с различными субъективными шкалами для оценки феноменологии инсайта. Совместный анализ показал, что использование типа решения дает больше преимуществ для изучения инсайта, чем использование типов задач: инсайтные решения были более приятными, внезапными и облегчающими, чем пошаговые решения, при этом инсайтные и аналитические задачи отличались друг от друга только по шкале внезапности. Мы пришли к выводу, что полагаться исключительно на тип задач - не лучшая стратегия для изучения инсайта, поскольку инсайтные и аналитические задачи достаточно похожи в терминах ага-переживания. Использование типов решения гораздо более плодотворно и позволяет различать разнообразные ситуации в процессе решения задач. Полученные результаты были проинтерпретированы в контексте взаимоотношений между ага-переживанием и изменением репрезентации.
ЦИТАТА
Insight Problem or Insightful Solution: Is It Still Worth Using Insight Problems to Investigate Insight? / A.D. Savinova, N.Y. Lazareva, A.V. Chistopolskaya, I.N. Makarov, S.Y. Korovkin, I.Y. Vladimirov // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2024. – Т. 21. – № 2. – P. 408-422