АННОТАЦИЯ
Проведено экспериментальное исследование механизма влияния имплицитно сформированного навыка на процесс решения задач лингвистического характера. В ходе основной серии эксперимента испытуемые решали разработанные для исследования ассоциативные задачи с подбором букв. Участники были разделены на две группы: «подготовленную» и контрольную. Испытуемые «подготовленной» группы перед основной серией решали дополнительные задачи с имплицитной закономерностью. В этом качестве выступало определенное пространственное расположение элементов задачи, о котором участникам исследования не сообщалось. Испытуемым контрольной группы перед основной серией решать задачи не предлагалось. В этой серии эксперимента одна часть задач имела в своей структуре аналогичную имплицитную закономерность («верные задачи»), а другая такой закономерности не имела («неверные задачи»). Ожидалось, что имплицитная закономерность, усвоенная испытуемыми «подготовленной» группы, окажет влияние на процесс решения «верных задач» в основной серии, а именно: количество решенных «верных задач» будет больше, а скорость их решения - выше. Полученные результаты частично подтвердили выдвинутую гипотезу. Испытуемые «подготовленной» группы быстрее решали «верные задачи» по сравнению с испытуемыми контрольной. Однако различий в количестве решенных задач между группами обнаружено не было. Установлено, что имплицитно усвоенный навык оказывает влияние на процесс решения задач лингвистического характера. В качестве возможного механизма такого влияния обсуждается возможная интерференция сформированного имплицитного навыка с феноменом механизации мышления, который имеет место при решении задач.
ЦИТАТА
Влияние имплицитного навыка на процесс решения лингвистических задач / А.А. Медынцев, А.С. Власова, Д.В. Косолапова, Э.С. Шипилова // Вопросы психологии. – 2023. – Т. 69. – № 5. – С. 102-111