Обзор современных исследований влияния видеоигр на когнитивные процессы | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Обзор современных исследований влияния видеоигр на когнитивные процессы

Лаптева Надежда Михайловна
Современная зарубежная психология ВАК IF 1,500 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - обзорная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Обзор направлен на систематизацию результатов эмпирических и метааналитических работ по проблеме влияния видеоигр на когнитивные процессы. В психологии накоплено множество фактов, свидетельствующих о том, что компьютерные игры оказывают положительный эффект, но не во всех случаях удается его зафиксировать. Анализ научных работ показал, что видеоигры могут иметь положительный эффект в отношении когнитивных процессов, однако это в большей степени зависит от жанра игры. Наибольшая величина эффектов была выявлена для игр-«пазлов» и жанра «Аркада» в отношении пространственного мышления. Игры жанров «Экшн», «Шутер» и «Аркада» оказывают небольшие, но значимые эффекты в отношении перцептивной обработки информации, а игры жанра «Экшн» - в отношении скорости решения задач. Эффекты в отношении управляющих функций были слабыми. Обзор современных направлений геймификации показал, что видеоигры помогают в обучении отдельным профессиональным навыкам, например в области медицины, а также в терапии некоторых психических расстройств, в частности деменции. Эффективность использования игр в составе продуктов для когнитивного обучения на сегодняшний день не подтверждена, в этой области требуются более детальные исследования. Анализ литературы показал, что видеоигры потенциально могут иметь положительный эффект в отношении когнитивных процессов, однако это в большой степени зависит от жанра игры. Самая большая величина эффектов была выявлена для игр-«паззлов» и жанра «аркада» в отношении пространственного мышления. Игры жанров «экшн», «шутер» и «аркада» оказывают небольшие, но значимые эффекты в отношении некоторых аспектов перцептивной обработки информации, также наблюдается выраженный эффект игр жанра «экшн» в отношении скорости решения задач. Эффекты в отношении управляющих функций были слабыми. Обзор современных направлений геймификации показал, что применение видеоигр может быть эффективным в обучении отдельным профессиональным навыкам, например, в области медицины, а также в терапии некоторых психологических расстройств, в частности деменции. Эффективность использования игр в составе продуктов для когнитивного обучения пока не подтверждена, в этой области требуются более детальные исследования. При этом, необходимо помнить о том, что несмотря на положительное влияние компьютерных игр на некоторые когнитивные функции, только умеренный видеогейминг безопасен для психического развития. Исследования показывают, что чрезмерная увлеченность видеоиграми вызывает игровую зависимость и отрицательно сказывается на показателях внимания, успеваемости, а также эмоциональном состоянии.
ЦИТАТА
Лаптева, Н.М. Обзор современных исследований влияния видеоигр на когнитивные процессы / Н.М. Лаптева // Современная зарубежная психология. – 2023. – Т. 12. – № 4. – С. 111-122
АВТОРЫ

Лаптева Надежда Михайловна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

17
ИНСАЙТ ИНКУБАЦИЯ INCUBATION
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год

2023 год

2007 год

2014 год