Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач

Конокотин Андрей Владимирович, Рубцов В.В., Анисимов О.С., Поддьяков А.Н., Рубцов Виталий Владимирович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность темы. Одним из важнейших направлений развития современной отечественной системы образования является включение в практику обучения методов и технологий, основанных на организации учебных взаимодействий детей между собой и со взрослым. Значимость данного направления определяется необходимостью преодоления складывающегося противоречия между стремительно меняющейся социокультурной ситуацией и той системой организации учебной деятельности, которая должна создавать условия для развития человека в многомерном социальном пространстве. Это делает актуальным исследование взаимосвязи различных форм организации учебных взаимодействий детей и взрослого с процессами обучения и развития. Для зарубежных исследований основным теоретико-методологическим фундаментом в данной области выступает подход женевской психологической школы (Ж. Пиаже). Важные данные относительно взаимосвязи специально организованных взаимодействий учащихся и особенностей их интеллектуального развития получены в рамках интеракционистской концепции развития интеллекта (А.-Н. Перре-Клермон, В. Дуаз и Г. Муни и др.). Введено понятие социокогнитивного конфликта, рассмотрены различные формы организации взаимодействий детей и их влияния на эффективность решения учебных задач и развитие интеллектуальных способностей. В социокультурной концепции развития (М. Коул, Дж. В. Верч, Л. Мартин) получены данные о сравнительной эффективности индивидуальных и групповых форм работы учащихся в процессе обучения и решения интеллектуальных задач. В отечественной педагогике и психологии в качестве основы для исследования взаимосвязи социальных взаимодействий и процессов обучения и развития выступает подход, базирующийся на идеях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, который специально отмечал, что именно в социальной ситуации лежит источник развития ребенка, а специально организованные взаимодействия взрослого и детей, самих детей являются центральным механизмом освоения 4 культурных форм поведения и действия. В дальнейшем его работу продолжили Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, их многочисленные ученики и последователи. Ими была поставлена проблема исходной формы учебной деятельности как коллективно-распределенной между участниками. Впоследствии, это положение получило специальное обоснование в работах В.А. Гуружапова, Г.Г. Кравцова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др. В работах В.В. Агеева, Ю.В. Громыко, Р.Я. Гузмана, В.А. Львовского, А.М. Медведева, Н.И. Поливановой, А.Ю. Коростелева, А.Г. Крицкого, И.М. Ривиной, В.В. Рубцова, М.А. Семеновой, И.М. Улановской и др. были разработаны способы организации коллективно-распределенной учебной деятельности, получены данные о продуктивном развитии когнитивных процессов в ходе включения детей в совместные формы деятельности. Сегодня подход к обучению, основанный на специальной организации учебных взаимодействий, приобретает все большее теоретическое и практическое значение в контексте решения проблемы включения детей в учебную деятельность на различных ступенях образовательного процесса и, в первую очередь, на этапе начального школьного образования, когда происходит становление основ собственно учебной деятельности. Особое значение это имеет для учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП), поскольку эффективные практики образовательной инклюзии являются одним из основных направлений совершенствования обучения этой группы детей. Как в России, так и за рубежом проведены исследования, рассматривающие различные аспекты этой многогранной проблемы, однако изучение способов взаимодействия у детей с ООП и у нормативно развивающихся детей при совместном решении учебных задач, а также взаимосвязь различных способов взаимодействия детей с процессом их включения в совместный поиск решения до сих пор не стало предметом специального изучения. И хотя инклюзия в образовании уже стала реалией образовательной практики, многие из проблемных вопросов, связанных с её реализацией, остаются до сих пор не решенными, в связи с 5 чем возникают высокие риски формализации инклюзивного подхода при организации процессов обучения и воспитания детей с ООП. Цель исследования: изучить способы взаимодействия детей младшего школьного возраста между собой и со взрослым, определить взаимосвязь способов взаимодействия с успешностью включения детей в процесс постановки и совместного решения учебных задач. В процессе реализации поставленной цели предстояло решить следующие задачи: 1. Провести анализ работ по проблеме организации совместно-распределенной учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. 2. На основе анализа основных подходов в отечественной и зарубежной психологии к изучению проблемы социальных взаимодействий и обучения раскрыть особенности организации совместной учебной деятельности нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями. 3. Разработать методику для проведения исследования, направленного на изучение способов взаимодействия детей младшего школьного возраста между собой и со взрослым, а также взаимосвязи способов взаимодействия с успешностью включения детей в процесс постановки и совместного решения учебных задач. 4. Обосновать роль взрослого при организации взаимодействий детей (в том числе с особыми образовательными потребностями) в процессе постановки и совместного поиска решения учебных задач. 5. Обосновать показатели включения детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями) в процесс совместного решения учебных задач. 6. Раскрыть особенности и динамику развития способов взаимодействия детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями). 7. Выявить взаимосвязь между способами взаимодействия и успешностью включения учащихся в процесс постановки и совместного решения учебных задач. 6 8. Выявить влияние специально организованных взаимодействий учащихся между собой и со взрослым на развитие понимания мультипликативных отношений в группах нормативно развивающихся учащихся и учащихся с особыми образовательными потребностями. Объект исследования: способы взаимодействия детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями) в процессе постановки и совместного решения учебных задач. Предмет исследования: взаимосвязь способов взаимодействия детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями) между собой и со взрослым с успешностью их включения в процесс постановки и совместного решения учебных задач. Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что ориентация детей (в том числе с особыми образовательными потребностями) на способ взаимодействия друг с другом и со взрослым определяет успешность их включения в процесс постановки и совместного поиска решения учебной задачи. Частные гипотезы: 1. Выполняя взаимодействия в процессе поиска решения учебной задачи, учащиеся переходят от ориентации на индивидуальное действие к ориентации на кооперацию индивидуальных действий и на последующий анализ ими самих способов организации совместного действия между собой и со взрослым. 2. Ориентация на кооперацию индивидуальных действий и анализ способов организации совместного действия участников между собой и со взрослым являются более эффективными с точки зрения включения учащихся в процесс постановки и поиска решения учебных задач, чем ориентация на возможности индивидуального действия. 3. Специально организованные взаимодействия детей между собой и со взрослым в процессе решения учебных задач в равной степени эффективны для развития понимания мультипликативных отношений учащимися с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающимися учащимися. 7 Теоретико-методологической основой исследования являются: культурноисторическая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); деятельностный подход к проблемам развития психики (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин); исследования проблем организации совместной учебной деятельности детей (В.В. Агеев, Ю.В. Громыко, Р.Я. Гузман, А.Ю. Коростелев, Г.Г. Кравцов, А.Г. Крицкий, Г.Г., В.В. Рубцов); исследования взаимосвязи предметной деятельности и коммуникации (В. Дуаз, А.Н. Леонтьев, Г. Муни, М.И. Лисина, Н.Н. Нечаев); инклюзивный подход к проблемам организации обучения детей с особыми образовательными потребностями (С.В. Алехина, Г. Банч, И.М. Дрейгер, В.В. Рубцов, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). Методы исследования: Теоретические: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме источников и механизмов развития в обучении, организации совместной учебной деятельности детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями). Эмпирические: наблюдение. Экспериментальные: диагностический и формирующий эксперимент. Методики исследования: методика «Весы» (В.В.Рубцов-Л.Мартин), модифицированный вариант методики «Весы» (В.В.Рубцов-А.В.Конокотин), оригинальный (компьютерный) вариант методики «Весы». Методы анализа данных исследования: качественный анализ экспериментальных протоколов посредством детального описания особенностей процессов, возникавших между партнерами по совместной работе. Количественный анализ данных посредством программы IBM SPSS Statistics: описательные статистики (частота, проценты), критерий Хи-квадрат Пирсона, критерий Хи-квадрат, критерий U Манна-Уитни. База и участники исследования: 8 На материале методики «Весы» (В.В.Рубцов–Л.Мартин) и модифицированного варианта методики «Весы» (В.В.Рубцов–А.В.Конокотин): 1. ГБОУ г. Москвы «Школа № 1530 «Школа Ломоносова»: 16 учащихся с 1 по 4 классы, 7-10 летнего возраста, из которых 8 нормативно развивающихся учащихся и 8 учащихся с особыми образовательными потребностями (среди которых были дети с тяжелым нарушением речи (ТНР), нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелым нарушением слуха). 2. ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»: 26 учащихся с 1 по 4 классы, 7-10 летнего возраста, из которых 13 нормативно развивающихся учащихся и 13 учащихся с особыми образовательными потребностями (среди которых были дети с тяжелым нарушением речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР). 3. В качестве критерия для отбора детей в группу респондентов с особыми образовательными потребностями выступали заключения центральной психологомедико-педагогической комиссии города Москвы. На материале оригинального (компьютерного) варианта методики «Весы»: 1. ГБОУ г. Москвы «Школа № 962», 42 учащихся с 1 по 4 классы, 7-10 летнего возраста. 2. ГБОУ г. Москвы Центр реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: 26 учащихся с 1 по 4 классы, 7-10 летнего возраста. 3. ГБОУ г. Москвы «Школа № 1492»: 24 учащихся с 1 по 4 классы, 7-10 летнего возраста. Положения, выносимые на защиту: 1. В ходе решения задач в условиях распределения действий учащиеся переходят от ориентации на индивидуальное действие к ориентации на кооперацию индивидуальных действий (кооперативный способ взаимодействия) и на анализ способов организации совместного действия друг с другом и со взрослым (метакооперативный способ взаимодействия). 2. Кооперативный и мета-кооперативный способы взаимодействия учащихся друг с другом и со взрослым являются более эффективными с точки зрения их 9 включения в процесс постановки и поиска решения учебных задач, чем докооперативный и псевдо-кооперативный способы взаимодействия. 3. Специально организованные взаимодействия учащихся друг с другом и со взрослым, в ходе которых происходит переход участников совместной деятельности от ориентации на индивидуальные действия к ориентации на анализ способов взаимодействий друг с другом, в равной степени эффективны для развития понимания мультипликативных отношений учащимися с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающимися учащимися. 4. Способы взаимодействия учащихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) между собой и со взрослым, характеризующиеся специфическими по содержанию и форме коммуникацией, взаимопониманием, рефлексией и обменом действий, определяют особенности их включения в процесс постановки и решения учебной задачи. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые раскрыты и описаны особенности способов взаимодействия «нормативно развивающихся» детей и детей с особыми образовательными потребностями с точки зрения взаимосвязи этих способов с успешностью включения учащихся в процесс постановки и совместного поиска решения учебной задачи. Полученные данные позволяют конкретизировать проблему построения развивающих и образовательных программ для системы начального образования: показано, что наиболее продуктивный способ организации обучения детей младшего школьного возраста (в том числе с особыми образовательными потребностями) осуществляется в процессе их постепенного перехода от индивидуальной активности к построению и анализу различных по форме и содержанию взаимодействий друг с другом и со взрослым, в рамках которых отмечаются качественные сдвиги в формировании основ собственной учебной деятельности детей («умения учиться»). Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций для учителей, методистов и психологов, работающих в условиях инклюзивного образования, по 10 организации продуктивных учебных взаимодействий детей с особыми образовательными потребностями и «нормативно развивающихся» детей. Разработанная на основе результатов настоящего исследования цифровая диагностическая методика «Весы» позволяет оперативно оценивать способы взаимодействия детей в ходе решения задач, а также определять условия повышения эффективности данных взаимодействий с точки зрения результатов групповой работы. Методика позволяет специалистам, работающим с учащимися младшего школьного возраста, реализовать потенциал специально организованных учебных взаимодействий детей в ходе освоения ими содержания учебных предметов в целях развития их когнитивных и коммуникативных возможностей. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены и обсуждались в рамках: Международного симпозиума «Конструирование и исследование зоны ближайшего развития в научной школе Л.С. Выготского: традиции и инновации» (МГППУ, Москва, 2019); V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность» (МГППУ, Москва, 2019); Международной научно-практической конференции «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации» (МГППУ, Москва, 2020); Научно-практического семинара «Совместно-распределенная деятельность: диагностика, организация, развитие» (МГППУ, Москва, 2021); Вебинара «Актуальные проблемы теории и практики учебной деятельности» (МГППУ, Москва, 2021), Международного круглого стола к 125-летию со дня рождения Л.С. Выготского «Роль Выготского в решении проблем одаренности» (МГППУ, Москва, 2021). Результаты исследования внедрены в работу: 1. ФГБОУ ВО МГППУ и использовались при разработке содержания дисциплины «Практикум по исследованию закономерностей организации и развития учебных взаимодействий в системе начального школьного образования», а также при разработке семинарских занятий по дисциплинам «Деятельностный подход в системе коррекционной педагогики и реабилитологии», «Диагностика развития в системе начального и основного развивающего образования». 11 2. ГБОУ г. Москвы «Школа №962» и были использованы при разработке и проведении занятий с учащимися начальной школы (1-4 классы), направленных на развитие коммуникативных и рефлексивных способностей детей, а также на развитие у них социальных компетенций. 3. ГБОУ г. Москвы Центр реабилитации и образования №7 Департамента труда и социальной защиты и были использованы при разработке и проведении диагностики, направленной на выявление уровня сформированности у учащихся младшего школьного возраста (6-10 лет) социальных компетенций. Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью применяемых методов и методик эмпирического и экспериментального исследований, их соответствия поставленным целям, задачам и гипотезам исследования. Результаты исследования были подвергнуты обработке, основанной на применении качественных и количественных методов, в том числе на математическом и статистическом анализе полученных данных. Экспериментальное исследование проведено на репрезентативной выборке, включавшей 134 учащихся младшего школьного возраста с первого по четвертый класс, в том числе с особыми образовательными потребностями (ТНР, НОДА, ЗПР, тяжелыми нарушениями слуха), из них: на материале методики «Весы» В.В.РубцоваЛ.Мартин и модифицированном варианте методики «Весы» В.В.РубцоваА.В.Конокотина – 42 учащихся, на материале компьютерной методики «Весы» – 92 учащихся. Структура диссертации соответствует стратегии исследования и состоит из введения, четырех глав, обсуждения результатов, выводов к диссертации, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст работы изложен на 176 страницах, содержит 16 таблиц, 3 рисунка. Список литературы состоит из 220 источников, из них 43 на английском языке.
ЦИТАТА
Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач / А.В. Конокотин, В.В. Рубцов, О.С. Анисимов, А.Н. Поддьяков, В.В. Рубцов – 2023.
АВТОРЫ

Поддьяков Александр Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

164
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2003 год

2007 год

2011 год

2015 год