АННОТАЦИЯ
Головной мозг представляет собой систему из десятков миллиардов нейронов, объединяющихся в сложные сети. Подобные сети способны обеспечивать сложное и разнообразное поведение организма в окружающей среде. Исследование процессов самоорганизации нейронов является актуальной задачей на настоящее время. Для изучения процессов самоорганизации проводятся эксперименты с нахождением различных паттернов активности нейронов и сопоставлением их с выполняемым поведением. Наиболее перспективным является подход с регистрацией нейронной активности мозга лабораторных животных во время процесса обучения новому навыку – это позволяет непосредственно отследить происходящие в мозге изменения и непосредственно наблюдать за процессом самоорганизации. В данной работе производилось исследование самоорганизации нейронов во время приобретения нового навыка с использованием двух различных подходов. Классические методы, основанные на анализе вариативности активности единичных нейронов, были применены к ретросплениальной коре – участку мозга, связанному с запоминанием ключевых объектов в среде и построением связей между ними. Впервые исследован процесс добавления представлений новых объектов в ретросплениальной коре при изменении требуемого действия, которое необходимо для успешного функционирования в среде. Новый подход, основанный на применении теории интегрированной информации, был впервые применён для исследования самоорганизации в течение всего процесса обучения. Показано, что показатель интегрированной информации имеет корреляцию с классической метрикой успешности в данной среде (количеством вознаграждений).
ЦИТАТА
Нажесткин, И.А. Сложность и вариативность как характеристики процесса самоорганизации нейронов головного мозга в процессе обучения / И.А. Нажесткин, О.Е. Сварник, В.В. Чупин – 2022.