Образование как ресурс социально-экономического развития России: представления пользователей социальных сетей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Образование как ресурс социально-экономического развития России: представления пользователей социальных сетей

Журавлёв Анатолий Лактионович, Китова Джульетта Альбертовна
Вестник Института социологии ВАК IF 1,316 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
К традиционным размышлениям о явных функциях образования (воспроизводство социально-профессиональной структуры общества) и его латентных формах (репродукция распределительных отношений) добавляются задачи развития государства, которые обретают высокую актуальность с точки зрения экономических достижений и с позиции удовлетворения потребностей человека и общества, что определяет актуальность проблемы исследования. Целью исследования стало выявление обыденных представлений населения о функциональных возможностях образования, способных оказать воздействие на развитие государства в целом. Методологический подход основан на том, что восприятие макроэкономических процессов, обуславливаемых развитием образования, будет находить свое отражение в обыденных представлениях населения, что возможно изучать путем структурно-содержательного анализа текстов сообщений в социальных сетях. В работе использованы методы обоснованной теории, нейросетевой анализ, анализ частоты встречаемости и эмоционального фона слов, контент- и экспертный анализ. В результате исследования сформулированы следующие основные выводы. По мнению пользователей социальных сетей, ведущие функции образования связаны с его возможностью оказывать воздействие на социальное, экономическое и политическое развитие общества и государства, в том числе, как геополитического субъекта. Пользователи связывают образование с различными уровнями развития социально-экономических процессов - от личностного до общегосударственного. Функциональная сущность образования как ресурса макроэкономического развития государства доминирует над другими аспектами (микро- и мезо уровней) представлений и демонстрирует четко выраженное иерархическое соотношение приоритетов, выстраиваясь в следующем порядке: общегосударственный, исторический, системный, глобальный, институциональный, региональный и мезо-экономический. В рамках обсуждения образовательных процессов неизменно возникают расхождения между сторонниками государство-ориентированного и социально-центрированного путей развития общества. Историческая обусловленность российского образования у пользователей соотносится с особенностями его развития в СССР - привязки к более ранним периодам истории не происходит. Образование с функциональных позиций, оценивается пользователями как благо для человека и общества, достижение которого требует значительных временных и социально-экономических затрат со стороны всех его участников (государства, преподавателей и обучающихся). Недостаточная удовлетворённость высшим образованием проявляется у большинства пользователей и обусловлена оценкой современного его состояния. Выявленные результаты требуют дальнейшей конкретизации, например изучения предлагаемых для преодоления сложившейся ситуации алгоритмов.
ЦИТАТА
Журавлёв, А.Л. Образование как ресурс социально-экономического развития России: представления пользователей социальных сетей / А.Л. Журавлёв, Д.А. Китова // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14. – № 4. – С. 251-270
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1411
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Китова Джульетта Альбертовна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

267
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН EMOTIONAL BACKGROUND
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2024 год

2021 год

2020 год

2022 год