АННОТАЦИЯ
В статье ставится проблема изучения отношения российского общества к бизнесу как элемента экономического менталитета. Отмечается, что в последнее время актуальным направлением исследований российского общественного сознания, менталитета, настроений и представлений являются количественный, информационный, цифровой и наукометрический виды анализа, которые позволяют выявлять особенности не только собственно социально-экономических явлений, но и социальные представления и отношения к ним в Интернете. Показатели различных информационных систем и баз данных предоставляют сведения как об актуальных характеристиках экономического менталитета, так и о его динамике в различные исторические периоды. Цель данного исследования - изучение отношения к бизнесу в России в 1985-2000 гг. на основе рассмотрения показателей встречаемости слов в электронной библиотеке Google Books. Методом исследования является частотный анализ употребления термина «бизнес» в русскоязычном корпусе книг Google Books. Полученная динамика данных интерпретировалась как изменение интереса советских и российских авторов, их представлений и отношения к бизнесу в изучаемые годы. Методологической основой исследования выступали подход Digital Humanities, интеллектуально-исторический и психолого-исторический подходы к анализу социально-исторических факторов формирования общественного сознания и менталитета на основе продуктов интеллектуальной деятельности (текстов и публикаций). Отношение к бизнесу рассматривалось по следующим психологическим компонентам экономического менталитета - когнитивному, аффективному и поведенческому. Результаты представлялись по двум хронологическим периодам - отношение к бизнесу в 1985-1991 и 1992-2000 гг. Установлено, что на протяжении обоих периодов наблюдалась возраставшая динамика частоты употребления термина «бизнес». Это связывается с повышением интереса российского общества к экономике и конкретно к бизнесу в условиях преобразований в годы перестройки и перехода к рыночной экономике после распада СССР. В 1985-1991 гг. преобладала негативная аффективная оценка бизнеса, осуществлялся когнитивный анализ роли бизнеса в обществе и экономике. В 1992-2000 гг. на первый план выходили когнитивный анализ различных видов бизнеса и поведенческая ориентация на внедрение бизнес-практик и образования. В заключение отмечается соответствие полученных данных другим количественным исследованиям развития экономики и отношения к ней в рассматриваемые периоды, а также обосновывается перспектива использования результатов в дальнейших цифровых, психолого-исторических и экономико-психологических работах.
ЦИТАТА
Костригин, А.А. ОТНОШЕНИЕ К БИЗНЕСУ В РОССИИ В 1985-2000 ГГ. (ПО ДАННЫМ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ GOOGLE BOOKS) / А.А. Костригин // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2023. – Т. 8. – № 3. – С. 61-86