АННОТАЦИЯ
Обсуждается необходимость концептуализации современной организационной психологии, которая позволит систематизировать ее предметное поле, отличающееся в настоящее время значительной фрагментарностью. С этой целью предлагается понимать организационную психологию как прикладную науку объектом которой выступает человек в организационной среде и основных организационных ситуациях, а предметом - обеспечение управления социальной организацией по критериям а) организационной эффективности за счет оптимизации "человеческой составляющей" и б) жизненных интересов членов организации на основе управления ею как средой жизнедеятельности (приоритетная для организационной психологии группа критериев; реализуется в социальном управлении). В соответствии с системным подходом в качестве системообразующего фактора социального управления понимаются жизненные ориентации работника - дефицитарная, самореализационная и духовная. Эти ориентации а) определяют основные характеристики работника - его способности, рабочую концепцию, рабочую культуру, б) задают требования к организационной среде и организационным ситуациям. Так, способности предлагается разделить на три группы - дефицитарные, самореализационные и духовные, в рабочей концепции в качестве компонентов выделить трудовую философию работника, его представления о реальных и идеальных организации, среде, рабочих ситуациях, о других работниках и о самом себе и, наконец, образ рабочего поведения. С учетом типологии Камерона-Куинна (четыре типа) и модели жизненных ориентаций (три типа) обоснованы десять типов организационной культуры. Показана реализация заявленного подхода в разработке методического обеспечения, в организации психологической службы производственной организации и социального управления предприятием, обучении психологов и руководителей.
ЦИТАТА
Грачев, А.А. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ / А.А. Грачев // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2023. – Т. 8. – № 3. – С. 4-19