АННОТАЦИЯ
Цель работы: идентификация когнитивных механизмов несимволической репрезентации количества. Объект исследования: способность несимволической репрезентации количества. Полученные результаты и их новизна: разработана и эмпирически проверена модель работы системы несимволической репрезентации количества, включающая две параллельные подсистемы оценки количества. Первая, «визуальная» подсистема опирается на оценку и сравнение визуальных параметров сравниваемых множеств. Вторая подсистема, «количественная», предполагает прямую оценку количества, независимо от оценки визуальных параметров. Разработана новая методика, позволяющая оценить точность обеих подсистем. Выявлено, что «визуальная» подсистема более эффективна в условиях доступного сравнения визуальных параметров, в то время как эффективность «количественной» подсистемы выше в условиях затрудненного доступа к сравнению визуальных параметров. На выборке школьников (1, 4-5, и 8-9 классы), состоящей из 692 человек, показано, что в разных возрастных группах воспроизводятся основные особенности работы выделенных подсистем. Кроме того, показано, что точность несимволической репрезентации количества возрастает от младшего к среднему школьному возрасту за счет улучшения точности «визуальной» подсистемы. Полученные результаты могут быть использованы для оценки точности несимволической репрезентации количества в исследовательской практике и для разработки тренингов для школьников по улучшению математических навыков.
ЦИТАТА
Когнитивные механизмы несимволической репрезентации количества / Ю.В. Кузьмина, С.Б. Малых, А.И. Савенков, С.Ю. Коровкин, В.И. Панов – 2020.