АННОТАЦИЯ
Работа велась в теоретическом, экспериментальном и методическом планах. В теоретическом плане был проведен анализ современных научных работ, посвященных изучению конструкта кристаллизованного интеллекта, в контексте предложенного разработчиками структурно-динамического подхода.. На их основе представлено общее описание современного состояния исследований в сфере кристаллизованного интеллекта. В эмпирическом плане были разработаны 6 методик для анализа различных сторон флюидного и кристаллизованного интеллекта, которые фактически составляют современный многошкальный тест интеллекта. Кроме того, разработана оригинальная методика, предназначенная для оценки чувствительности к периферийной информации. Проведено исследование психометрических свойств разработанных методик. Выборку исследования составили 211 студентов МПГУ в возрасте от 18 до 26 лет. В исследовании проверялись гипотезы о когнитивных основаниях кристаллизованного интеллекта. В качестве таковых рассматривались два основных кандидата: периферийное внимание и имплицитное научение. Изучались следующие вопросы. Являются ли периферийное внимание и имплицитное научение независимыми предикторами кристаллизованного интеллекта, дополняющими друг друга? Или же они коррелируют между собой и имеют общий источник? Или же одно является базой для другого? Изучен также вопрос об отношениях генерального фактора с указанными механизмами-кандидатами. Для оценки общего и кристаллизованного интеллекта была сконструирована батарея тестов. Конфирматорный факторный анализ показал хорошее соответствие данным структуры, включающей генеральный фактор и фактор кристаллизованного интеллекта. Периферийное внимание измерялось методом, созданным на основе того, что уже ранее применялся в работах коллектива. Этот метод предполагает двухчастный эксперимент, в первой части которого испытуемому предъявляется информация двух типов – попадающая в фокус внимания (фокальная) и не попадающая (периферийная), а во второй неожиданно ставится задача воспроизведения этой информации. Специальная методика была разработана для оценки имплицитной категоризации. Проведен анализ структурных моделей (structural models) в отношении взаимодействия характеристик периферийного внимания, имплицитной категоризации и кристаллизованного интеллекта. Затем в анализ были добавлены данные относительно генерального фактора интеллекта. Подтвердилась гипотеза о связи кристаллизованного интеллекта с периферийным вниманием. Гипотеза о связи кристаллизованного интеллекта с имплицитной обучаемостью опровергнута.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Механизмы кристаллизованного интеллекта / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 12-36-01048 (Российский гуманитарный научный фонд)