Проект направлен на исследование механизмов, стоящих за феноменом кристаллизованного интеллекта человека. Со времен Р. Кеттелла наличие фактора кристаллизованного интеллекта было многократно показано в психометрических исследованиях, однако его природа и механизмы продолжают оставаться непроясненными. Между тем прояснение механизмов кристаллизованного интеллекта имело бы как большое теоретическое, так и практическое значение. С теоретической позиции оно означало бы развитие современного научного понимания процессов, приводящих к формированию системы знаний человека, его "картины мира". В практическом плане кристаллизованный интеллект чрезвычайно востребован современным обществом, поэтому понимание возможностей его развития имеет большую практическую ценность для сферы образования. Проект основывается на гипотезе, согласно которой в основе кристаллизованного интеллекта лежат процессы, связанные с усвоением "периферийной" информации. Эта гипотеза подтверждается предшествующими экспериментальными данными коллектива заявителей, и задача настоящего проекта заключается в ее превращении в конкретную модель, основанную на конфирматорном факторном анализе. В рамках проекта будет создан необходимый методический инструментарий (4 субтеста для оценки кристаллизованного и текучего интеллекта, а также методы оценки использования периферийной информации) и проведено эмпирическое исследование. Результаты будут обработаны методом линейно-структурного-моделирования.
Работа велась в теоретическом, экспериментальном и методическом планах. В теоретическом плане был проведен анализ современных научных работ, посвященных изучению конструкта кристаллизованного интеллек...
Представлены результаты проверки предположения об опосредующей роли образования в связях показателей интеллекта населения страны с ее социально-экономическими достижениями. Во-первых, определялось, по...
Статья посвящена малоизученной проблеме параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия “сложность” задания приводит к смешению разнородных проблем ...
Исследование направлено на анализ структурных изменений интеллекта на трех этапах возрастного развития (14, 15 и 19—20 лет). Инструментарий исследования включал детский и взрослый варианты теста интел...