АННОТАЦИЯ
Представлены результаты комплексного исследования психофизиологических особенностей становления моральной оценки действий в конфликтных ситуациях между членами своей и чужих групп на модели решения моральных дилемм детьми 4 - 11 лет. Впервые выявлено большее системное рассогласование, выраженное в изменениях показателей вариабельности сердечного ритма, у детей реализующих позднее сформированную стратегию поведения, основанную на справедливом отношении к членам чужих групп, чем у детей, реализующих раннюю стратегию, основанную на безусловной поддержке членов своей группы. Обнаружен более поздний переход к поддержке членов чужих групп в условиях со сниженной степенью социального присутствия, что объясняется процессами дедифференциации. Результаты вносят вклад в понимание этапов системной дифференциации при формировании моральной оценки действий и могут служить базой для образовательных программ по снижению и профилактике межгрупповых конфликтов, в том числе в интернет-среде.
ЦИТАТА
Психофизиологические закономерности формирования моральной оценки действий в конфликтных ситуациях между членами своей и чужих групп / И.М. Созинова, Ю.И. Александров, Г.Я. Меньшикова, Л.М. Попов, В.В. Знаков – 2019.