АННОТАЦИЯ
В работе представлены положения системно-субъектного подхода в психологии. Показаны общность, отличия и ограничения системного и субъектного подходов, необходимость создания на их основе системно-субъектного подхода. Обсуждаются критерии выделения субъекта и возможность их уровневого понимания. Обосновано выделение соотношения субъекта и личности. Определены функции субъекта: понимание (когнитивная функция), контроль поведения (регулятивная функция) и субъект-субъектные отношения (коммуникативная функция),- а также функции личности: смыслообразование, ценностные ориентации (когнитивная функция), переживание (регулятивная функция) и избирательность взаимодействия (коммуникативная функция). Показано, что субъект и личность - неразрывные ипостаси человека, согласованность их взаимодействия становится условием процессуальной психологической зрелости. Рассматривается непрерывность психического развития с позиций системно-субъектного подхода. Выделены уровни развития субъекта: протоуровни в раннем онтогенезе, уровень агента, наивного субъекта, растущей субъектности, определяющейся субъектности, компетентной субъектности и интегративной субъектности. Обсуждаются перспективы системно-субъектного подхода, позволяющего перейти к психологии субъекта как интегративному изучению психологии человека и его динамики.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Глава 8. Системно-субъектный подход в психологии / Е.А. Сергиенко. В книге: . – 2023. – С. 241-272