АННОТАЦИЯ
Вводная глава коллективной монографии, впервые в отечественной психологии представляющей разные научные подходы, погружает читателя в систему анализируемых теоретических представления. 27 глав монографии включают разнообразные позиции, представления о природе психического, развитии, психической организации, предмете, методах психологических исследований. Главы монографии были разделены на разделы: общепсихологические подходы (девять глав), общенаучные подходы, разрабатываемые в психологии (8 глав), конкретно-психологические, создаваемые в определенных областях психологии (6 глав) и научные подходы в прикладной психологии (4 главы). Были рассмотрены четыре варианта сопоставления. Это возможность интеграции (В.А. Мазилов, В.А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е.А. Сергиенко, А.В. Юревич). На основе анализа вариантов сравнения был предложен авторский вариант, в котором совмещались разные позиции. Были выделены следующие координаты сопоставления: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, позволяющие раскрыть содержание ведущего понятия в подходе, методологические принципы и ведущие методы на основе их классификации Б.Г. Ананьевым. Выделенные координаты позволили представить таблицы сравнений по всем разделам монографии. Именно выделение ведущего понятия в совокупности с конкретизирующими понятиями стало наиболее сильным критерием сравнения. Показано, что научные подходы всех четырех разделов коллективной монографии демонстрируют взаимосвязи и взаимодополнения в понимания природы, мультидетерминации психического, возможности на их основаниях решать новые и сложные задачи сложного человека в противоречивом и неопределенном мире. Многие подходы, представленные в данной книге, вбирают в себя понятия и принципы иных подходов в психологии. Получили свое обоснование принципы междисциплинарности, неопределенности, антиципации, субъектности, эволюционности, мультидетерминации и саморазвития, наряду с подтверждением принципов системности, единства сознания и деятельности, единства бытия и сознания, развития. Но и традиционные для психологии принципы наполняются новым содержанием. Сравнительный анализ ведущих методов, используемых в разных подходах, показал, что, несмотря на условность выделения ведущих методов, они дают представление о направленности методических поисков и указывают пусть на слабую возможность их объединения либо дифференциации. Состояние психологической науки в рамках проведенного анализа, продемонстрировало развитие науки «в куст», т.е. создание ландшафта психологии через многообразие, но при взаимопроникновении разных подходов, различия которых создают единое пространство нашей науки: единство в разнообразии, означающее эволюцию психологического знания.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Вводная глава. современные подходы в отечественной психологии: единство в разнообразии / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. В книге: . – 2023. – С. 7-96