Визуальные репрезентации "Проблемы вагонетки" в интернетмемах: политекстуальный тематический анализ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Визуальные репрезентации "Проблемы вагонетки" в интернетмемах: политекстуальный тематический анализ

Пляскина Алиса Сергеевна, Поддьяков Александр Николаевич
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В статье исследуются интернет-мемы, посвященные «проблеме вагонетки» - моральной дилемме, впервые сформулированной в 1967 г. Ф. Фут. Моральные дилеммы, и задача о вагонетке в их числе, перестают быть чем-то теоретическим, гипотетическим, выходят за рамки собственно научного обсуждения и становятся все «ближе» к каждому думающему, чувствующему человеку, включаются в повседневную реальность в том числе благодаря своему воплощению в различных культурных артефактах - фильмах, играх, картинках, мемах, в том числе интернет-мемах. Задача исследования - реконструировать и систематизировать часть разнообразия смыслов, заложенных в задачи такого типа и выражаемых с помощью визуальных образных средств - интернет-мемов. Создание мема по той или иной моральной дилемме - это проявление субъектности человека. Изображая моральную дилемму в виде мема, создавая этот сложный символ, человек стремится выявить некое противоречие и пытается объединить противоречивые мысли, чувства, переживания, состояния. Автор мема, будучи субъектом - социальным актором, предполагает и субъектность тех, кто будет мем рассматривать, распространять, комментировать. Проведенный политекстуальный тематический анализ позволил выделить девять тем, по которым можно объединить большинство мемов, выдаваемых при поиске в интернете на слова «trolley problem memes» и «проблема вагонетки мемы». Это: классические «проблемы вагонетки»; экзистенциальные «проблемы вагонетки» (философские вопросы и индивидуальная жизнь человека); альтер-альтруистические «проблемы вагонетки» в контексте ценности близких индивидов (родных); дилеммы с вложенными дилеммами; проблемы вагонетки, преломленные через призму математической или философской задачи, теории; «проблемы вагонетки», отражающие актуальную мировую ситуацию (например, пандемию); инвертированные проблемы вагонетки (выбор между разными вариантами добра, а не зла); «проблемы вагонетки» в контексте современной культуры; «политические и религиозные вагонетки». Различные визуализации моральных дилемм, в том числе в форме мемов, можно рассматривать как направление инициативной цивилизационной работы над проблематизацицей и осмыслением экзистенциальных проблем в сложном, противоречивом мире и места в нем субъектов морального выбора.
ЦИТАТА
Пляскина, А.С. Визуальные репрезентации "Проблемы вагонетки" в интернетмемах: политекстуальный тематический анализ / А.С. Пляскина, А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 6. – С. 64-79
АВТОРЫ

Поддъяков Александр Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

151
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2012 год

2022 год