Исследование отношения между музыкальной вовлеченностью, интеллектом и успешностью обучения у студентов с разной профессиональной специализацией | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Исследование отношения между музыкальной вовлеченностью, интеллектом и успешностью обучения у студентов с разной профессиональной специализацией

Князева Татьяна Сергеевна
Сибирский психологический журнал ВАК SCOPUS WOS IF 1,232
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Изучалось взаимоотношение музыкальной вовлеченности, учебной успешности и интеллекта у студентов немузыкальных вузов (N = 136). В настоящее время отсутствует понимание того, в какой степени индивидуальные досуговые интересы и внеучебная вовлеченность влияют на успешность учебной деятельности в различных предметных областях, а также на отношение между флюидным интеллектом и кристаллизованным опытом. Прояснение этих вопросов составило цель исследования. Для диагностики музыкальной вовлеченности и интеллектуальных способностей применялись апробированные психометрические методики - шкала «активная вовлеченность» методики Gold-MSI v1.0, тест Равена, тест Амтхауэра. Проверялись предположения о том, что музыкальная вовлеченность влияет на силу связи между флюидным и кристаллизованным интеллектом и что отношение между музыкальной вовлеченностью и успешностью обучения определяется уровнем флюидного интеллекта, с одной стороны, и степенью однородности предметных областей вовлеченности - с другой. Результаты исследования показали, что музыкальная вовлеченность может играть значимую роль в прогнозе успеваемости немузыкантов и в развитии кристаллизованного опыта. Подтвердилась гипотеза о том, что музыкальная вовлеченность, являясь нерелевантной поведенческой активностью по отношению к общеобразовательному опыту и компетенциям, способствует уменьшению силы связи между флюидным и кристаллизованным интеллектом. Другая гипотеза подтвердилась частично. Было выявлено, что отношение между музыкальной вовлеченностью и успешностью учебной деятельности опосредуется фактором «флюидный интеллект», но это опосредование является специфичным для групп с разной профессиональной специализацией. В группе гуманитариев наблюдается нелинейная зависимость: наилучших учебных показателей добиваются студенты с промежуточным уровнем вовлеченности. В группе точных профессий связь между переменными линейна и отрицательна. Полученные данные интерпретируются с позиций современных моделей интеллекта и предметно-ориентированных моделей знаний. Результаты вносят вклад в улучшение качества прогнозирования успешности обучения и профессиональной реализации, а также способствуют прояснению психологических механизмов вовлеченности.
ЦИТАТА
Князева, Т.С. Исследование отношения между музыкальной вовлеченностью, интеллектом и успешностью обучения у студентов с разной профессиональной специализацией / Т.С. Князева // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 88. – С. 21-37
АВТОРЫ

Князева Татьяна Сергеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

50
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2021 год

2020 год

2020 год