Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения

Князева Т.С.
Психологические исследования ВАК IF 1,169
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Проблема социокультурных воздействий на формирование интеллекта и его последующих влияний на успешность профессионального обучения практически не изучена в отношении предметных областей, связанных с искусством. В основе исследования лежит предположение, что формирование интеллекта в условиях конкурирующего влияния общеобразовательного обучения и музыкальной специализации в школьный период отражается на последующей музыкально-учебной успешности профессионального обучения. Целью исследования являлось изучение взаимоотношений между музыкально-учебной успешностью, флюидными и кристаллизованными показателями интеллекта, музыкальной вовлеченностью. На выборке из 67 студентов - музыкантов, имеющих опыт ранней музыкальной специализации, проверялись следующие эмпирические гипотезы: 1) в музыкально-учебную успешность (учебные оценки) кристаллизованный интеллект вносит меньший вклад, чем флюидный интеллект; 2) фактор«флюидный интеллект» оказывает опосредующее влияние на связь между музыкально-учебной успешностью и кристаллизованным интеллектом; 3) в дисперсию кристаллизованного интеллекта значимый вклад вносят флюидный интеллект и вовлеченность. Использовались матрицы Равена для оценки флюидного интеллекта, вербальная шкала теста Амтхауэра для оценки кристаллизованного интеллекта и шкала «вовлеченность» (методика Gold-MSI v. 1.0.). Полученные результаты подтверждают исходные гипотезы. В музыкально-учебную успешность кристаллизованный интеллект вносит меньший вклад, чем флюидный интеллект. Характер связи между музыкально-учебной успешностью и кристаллизованным интеллектом меняется на разных уровнях фактора «флюидный интеллект»: на низком уровне флюидного интеллекта наблюдается отрицательная корреляция, т.е. при увеличении значений кристаллизованного интеллекта показатели успеваемости улучшаются. Флюидный интеллект синергически взаимодействует с вовлеченностью при формировании как общеобразовательного опыта, так и музыкально-учебной успешности. Таким образом, показано, что успешность музыкального обучения зависит не столько от предшествующего общеобразовательного опыта, сколько от взаимодействия общего когнитивного ресурса и музыкальной вовлеченности.
ЦИТАТА
Князева, Т.С. Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения / Т.С. Князева // Психологические исследования. – 2021. – Т. 14. – № 76. – С.
АВТОРЫ

Князева Татьяна Сергеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

52
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2020 год

2023 год

2013 год