АННОТАЦИЯ
Патриотизм при всей идеологической нагруженности этого понятия и обилии связанным с ним бытовых ассоциаций должен быть объектом научного изучения, в котором в настоящее время чувствуется острая потребность. Отчетливо выражен и психологический аспект этой проблемы. Показано, что патриотизм - многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить личные интересы в жертву общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом соответствующие компоненты патриотизма неоднозначны и находятся в непростых отношениях друг с другом, что усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям. Рассмотрены экономика и психология счастья как новые подходы к пониманию общества и ключевым ориентирам его развития. Описаны психологическая структура счастья и его ключевые компоненты. Анализировалось соотношение понятия счастья с близкими понятиями, такими как удовлетворенность жизнью, качество жизни, субъективное благополучие. Высказывается представление о смысле жизни как одном из ключевых компонентов удовлетворенности ею и счастья. Коллективные смыслы жизни характеризуются как один из главных элементов счастья в коллективистских культурах. В качестве одного из главных источников коллективных смыслов жизни рассматривается национальная идея, которой остро не хватает современной России, что порождает целый ряд характерных для нее «социальных болезней». Анализировались психологические факторы старения и психологические характеристики старшего возрастного периода. Отмечается, что культ молодости - ювенализм - стал основой жизненной философии XX в., а уважение к старости ослабевает даже в традиционных обществах, доминируют негативные стереотипы старости, но вместе с тем наблюдается ее «омоложение» - изменение традиционных представлений об этом возрасте в связи с возрастанием средней продолжительности жизни. Современному обществу необходима особая «идеология» старости, включающая разные аспекты, среди которых в качестве основных следует особо выделить экономический, социальный и психологический. Выполнен анализ психологических аспектов отношения к смерти. Отношение к смерти - тема, которая традиционно табуируется обществом, однако проникает в массовую культуру в виде симулякров. На основе результатов эмпирических исследований рассмотрена структура страха смерти, показано, чего именно люди боятся, в частности, то, что они боятся не столько смерти самой по себе и окончания своего существования, сколько тяжелого и мучительного процесса умирания. Проведен теоретический анализ современного состояния «нравственной психологии» как нового направления психологической науки. Выявлено два значения термина: 1) психологические исследования нравственных проблем; 2) нравственный характер самой психологической науки. Сформулированы задачи, на решение которых направлена нравственная психология. Показаны перспективы исследования проблемы «нравственной элиты» и практическое значение выделенного феномена. Сделан вывод о прогностичности и востребованности нравственной психологии как нового, фундаментального направления психологической науки. Проведен качественный сопоставительный анализ специфики морально-правовых представлений российской молодежи в 1989 и 2017 гг. Негативные изменения, выявленные в 2017 г. в правовом сознании молодых россиян, обусловлены дефицитом смыслов в современном «обществе потребления», в котором духовно-нравственное развитие человека не является приоритетным, а система ценностей и установок ориентирована на потребление материальных благ. Результаты эмпирического исследования показали, что старшеклассники, считающие себя верующими, имеют более полное и четкое представление о феномене совести, чем их неверующие сверстники. В группе верующих подростков чаще соглашаются с утверждениями, характеризующими сущностные аспекты понятия совести, а группа неверующих статистически чаще согласна с ненужностью совести для человека в современной жизни. Также было показано, что респонденты, выбирающие конкретные ценности статистически чаще разделяют цинично-прагматичное отношение к совести, чем респонденты, у которых в структуре ценностей в той или иной мере присутствуют абстрактные ценности (жизненная мудрость, творчество, счастье других и т.п.). Наиболее циничное отношение к совести демонстрируют респонденты с ведущими ценностями дела; не столь категоричное отношение, но отрицающее внутреннюю обусловленность совести и ее независимость от внешних оценок выявляется у молодых людей с ценностями самоутверждения; самые позитивные представления о совести проявляются у респондентов с ведущими ценностями общения. Результаты исследования динамики ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что изменения социально-экономических условий жизнедеятельности, связанные с улучшением социоэкономических показателей в обществе в 2003-2006 годах, сопровождались ярко прослеживаемой динамикой в структуре ценностных ориентаций россиян. В 2003-2006 гг. динамика ценностных приоритетов характеризовалась переходом от направленности на творческую самореализацию и прагматические ценности к направленности на этические ценности и активное проведение досуга, типичной именно для периодов стабилизации экономических условий.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Макропсихологический анализ социальных явлений / А.В. Юревич отчет по НИР № 17-18-00001 (Российский научный фонд)