АННОТАЦИЯ
Выявлена специфика российского отношения к коррупции, состоящая в: а) отношении массового сознания к этой проблеме как не очень существенной, б) ее восприятии как в принципе неразрешимой, в) восприятии лишь наиболее экстремальных видов коррупции как нуждающихся в преодолении. Обозначены основные направления участия психологической науки и практики в решении этой проблемы. Дана характеристика основных характеристик либерального психотипа в современной России. Показаны его метаморфозы и отличия современных российских либералов от либералов прежних поколений. Выявлены основные различия истинного либерализма и псевдолиберализма. Установлено, что повышение биологического воспроизводства населения связано с позитивным отношением к образам родной природы с раннего детства (до 6 лет) и, напротив, снижение биологического воспроизводства населения связано с отсутствием у населения в воспоминаниях образов родной природы, относимых к возрасту до 5 лет. Показано, что такой показатель, как возникновение криминального поведения в форме насильственных преступлений, детерминирован несформированностью в возрасте до 5 лет положительным отношением к образам родной природы. Возможна также существенная роль для возникновения данного показателя несформированности в данном возрасте этноинтегрирующих природно-анимистических представлений. Было установлено, что психологическим этнофункциональным фактором улучшения таких педагогических показателей, как мотивация к учению, высокая академическая успеваемость и отсутствие склонности школьников к делинквентному поведению и положительному отношению к христианской нравственности, также является сформированность в возрасте до 5 лет этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений. Сравнительные исследования, осуществленные на контингенте, русских, чукчей и нивхов, показали, что отсутствие в воспоминаниях этноинтегрирующих природных и природно-анимистических образов, а также интереса к родному языку и традициям связано с наличием миграционных или эмиграционных намерений. Сравнительный анализ эмпирических исследований, осуществленных на различных этнических и возрастных группах населения (как молодежи, так и взрослых представителей) показал обусловленность этнофункциональными факторами ряда макропсихологических показателей. Установлено, что повышение биологического воспроизводства населения связано с позитивным отношением к образам родной природы с раннего детства (до 6 лет) и, напротив, снижение биологического воспроизводства населения связано с отсутствием у населения в воспоминаниях образов родной природы, относимых к возрасту до 5 лет. Обнаружена статистически значимая положительная связь интереса к экологии с уровнем субъективного контроля и отрицательная - с уровнем тревожности. Показано, что экологическое сознание в современной России обладает рядом специфических особенностей. Данные особенности обусловлены многими факторами: чрезмерной зависимостью экономики от природных ресурсов, что приводит к сокращению природного капитала страны, высокой долей «теневой» экономики в использовании природных ресурсов, неэффективными механизмами природопользования и охраны окружающей среды, и, среди прочих, последствиями экономического кризиса, снижения уровня жизни населения, низким уровнем экологического сознания и культуры. Показано, что «православные элементы» в российском менталитете имеют разную степень осознанности человеком, в зависимости от глубины знакомства с православным христианством и отечественной духовно-нравственной и философской традицией в целом. Они являются «призмой», фильтрующей социальное восприятие, образы как исторической памяти, так и будущего страны и человечества. «Религиозный фактор» становится: а) фактором мировой политико-финансово-экономической системы; б) детерминантой состояния духовно-нравственной сферы российского общества и человечества. Духовно-нравственная сфера является «призмой» для информационных воздействий, и может потому выступать контрманипулятивным ресурсом для человека. Показано, что количественная и содержательная полнота социальных представлений о совести у старшеклассников, студентов и пожилых людей различается, хотя и содержит устойчивые, традиционно присущие российскому менталитету, положительно окрашенные элементы. Результаты пилотажного исследования по выявлению динамики социальных представлений не подтверждают предположение об ухудшении качества нравственных ориентиров молодежи в период с 2008 по 2015 год. Проанализированы негативные эффекты неэтичной рекламы. Классификация неэтичной рекламы дополнена тремя новыми видами: 1) реклама, выхолащивающая образ труда, демонстрирующая внешние атрибуты успеха; 2) реклама, создающая негативный образ родной страны; 3) реклама, провоцирующая массовое деструктивное поведение. Выявлены индивидуальные нравственно-психологические регуляторы воздействия феноменов СМИ, нарушающих моральные нормы, несущих новые ценности и формы коммуникации: высокий уровень саморегуляции, позитивное нравственное самоопределение, развитый эмоциональный интеллект, интернальный локус контроля, высокий образовательный уровень, наличие своей семьи и детей, старший возраст, психологическое образование. Проанализированы психологические особенности создателей рекламы. Обнаружен ряд существенных расхождений между рекламистами и простыми потребителями как по восприятию некоторых каналов рекламной коммуникации (интернет), так и по привлекательности рекламных образов (рекламисты придают сексу большую важность), а также по набору терминальных и инструментальных ценностей (у рекламистов все сводится к личному успеху, а у обычных потребителей к межличностным отношениям и продуктивности). Отсутствие эмпатии и тревожности, цинизм, неприятие ограничений у рекламистов могут привести к созданию неэффективной и неэтичной рекламы. У представителей данной профессии необходимо развивать самокритичность и социальную ответственность. Разработан авторский методический прием для оценки нравственного самоопределения по отношению к неэтичным явлениям окружающего мира при помощи сюжетных рисунков. Выявлены половые различия в оценках неэтичных сюжетов: агрессивные больше пугают женщин, вызывающе-сексуальные не соответствуют нормам их окружения. Рисунки с сюжетами, изображающими неэтичные явления окружающего мира, могут применяться в исследованиях нравственной сферы личности. Они не подвержены быстрому устареванию в отличие от неэтичной рекламы и не воспринимаются мужчинами отстраненно в отличие от заголовков.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Макропсихологический анализ социальных явлений / А.В. Юревич отчет по НИР № 14-18-03271 (Российский научный фонд)