АННОТАЦИЯ
Рассмотрены функции национальной идеи, в том числе психологические. Показано, что национальная идея задает коллективный смысл существования нации, проецирующийся и на уровень индивидуальных смыслов. Даны психологические характеристики поиска национальной идеи в истории российской общественной мысли. Охарактеризовано состояние поиска национальной идеи в современной России. Очерчены контуры оптимального для нее варианта такой идеи. Рассмотрены результаты опросов, демонстрирующие, каким путем, по мнению россиян, нашей стране следует развиваться. Осуществлен психологический анализ понятия патриотизм. Показано, что патриотизм – многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. Рассмотрены также результаты эмпирических исследований патриотизма, проясняющие это понятие, демонстрирующие важные свойства и специфику российского патриотизма, позволяющие сформулировать ряд его закономерностей. Рассмотрены причины привлекательности ИГИЛ для молодежи, вступающей в эту организацию. Выявлены социально-психологические факторы привлекательности этой организации: ненависть к Западу, западному образу жизни и его основным порокам; отсутствие смысла в жизни и потребность в его настойчивым поиске; романтические мотивы, влияние друзей и родственников; повышенная агрессивность и склонность к насилию; стремление к радикальному обновлению своей жизни; суицидальные мотивы и др. Рассмотрены пути противодействия обращению в ИГИЛ. Проведен экспертный опрос, направленный на выявление мнений 50 экспертов о том, какими станут психологическая наука и практика в нашей стране и в мире к 2030 г. На основе результатов экспертного опроса выстроен образ будущего психологической науки и практики в нашей стране и в мире. Полученные результаты макропсихологического этнофункционального анализа развития ментальности властных слоев древнерусского общества в XI-XII вв. выявили культурно-психологические условия по ряду этнофункциональных параметров развития, сопоставимые с ментальностью итальянского Возрождения. Сходство данных ментальностей заключалось, прежде всего, в отсутствии жесткого подавления в них дохристианского природно-анимистического компонента, что способствовало возникновению и расцвету естественнонаучного мышления у представителей духовного сословия. Показана специфичность моральной и правовой социализации в российском обществе, связанная с преимущественной ориентацией на совесть. Выявлено, что в разных российских регионах совесть понимается в целом позитивно, различия касаются исторически сложившейся специфики регуляции социального поведения. Осуществлен анализ структуры социальных представлений о совести и выявлены тенденции морально-нравственного становления молодежи в современных условиях. На основе полученных результатов можно предположить, что нравственное развитие современной молодежи замедляется, подвергается негативным воздействиям. Исследование имплицитных представлений о нравственном образце («порядочном человеке») показало, что характерный для российского менталитета приоритет нравственного закона над житейским успехом отличает представления реализовавшихся, успешных людей. Обнаружен противоречивый характер нравственных предпочтений современной российской элиты. Религиозный фактор все более влияет на мировую политику и экономику, на состояние духовно-нравственной сферы человечества. В связи с этим изучались грани современного российского православного менталитета, влияющего на социальное восприятие, образы исторической памяти и будущего страны и человечества. Проанализированы основные направления в медийном дискурсе по вопросам вспомогательных репродуктивных технологий. Выявлены семантические приемы подачи информации, играющие роль в конструировании обыденных представлений о вспомогательных репродуктивных технологиях. Показана противоречивость и неоднозначность содержания общественного сознания относительно новых репродуктивных технологий. Выявлены психологические особенности отношения к отдельным видам неэтичной рекламы, составляющим массовую культуру. В теоретическом плане были выделены виды агрессивной рекламы. Также было выявлено, что чем выше уровень физической агрессивности личности, тем больше ей нравятся рекламные войны брендов, а физическая агрессия, чувство вины, негативизм не связаны с эффективностью рекламных войн для личности с такими особенностями. Проведено эмпирическое исследование по выявлению факторов отказа от табакокурения. По результатам исследования была отмечена важная роль факторов семьи и ближайшего окружения (друзей) на отказ от курения. Среди личностных особенностей некурящих стоит отметить низкий уровень конформности, адекватную самооценку, низкий уровень личностной тревожности.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Макропсихологический анализ социальных явлений / А.В. Юревич отчет по НИР № 14-18-03271 (Российский научный фонд)