АННОТАЦИЯ
Осуществлено исследование психологической структуры патриотизма, оценен уровень патриотичности современных россиян, описаны психологические феномены патриотизма, систематизированы влияющие на него факторы. Рассмотрены результаты эмпирических исследований патриотизма, проясняющих это понятие, демонстрирующих важные свойства и специфику российского патриотизма, позволяющих сформулировать ряд его закономерностей. Показано, что патриотизм – многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом соответствующие компоненты патриотизма неоднозначны и находятся в непростых отношениях друг с другом, что усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям. Показана эволюция отношения к смерти в истории европейской цивилизации и в индивидуальном сознании. Рассмотрена проблема веры в загробную жизнь, а также вопрос о том, как религиозность влияет на страх смерти. На основе результатов эмпирических исследований рассмотрена структура страха смерти, показано, чего именно люди боятся, в частности, то, что они боятся не столько смерти самой по себе и окончания своего существования, сколько тяжелого и мучительного процесса умирания. Анализировались особенности принятия макроэкономических решений в условиях информационной неопределенности (Kahneman D., Tversky A.). Рассматривалась ситуация, когда субъект принимает решение в ситуации субъективно равнозначных альтернатив (Козелецкий Ю.). Научная новизна исследования состояла в том, чтобы изучать процесс принятия решения (выбора) на основе концепции мышления как логико-стохастического процесса (Лебедев А.Н.). В исследовании был проведен ряд лабораторных экспериментов, позволивших проследить процесс принятия решений группой испытуемых как на абстрактном материале (для выявления общих закономерностей), так и на задачах «планирования регионального бюджета». Также установлено, что этнофункциональные механизмы развития и функционирования личности, выявленные на основе ранее проведенных эмпирических и экспериментальных исследований в области клинической, педагогической, криминальной и др. областях психологии, применимы для психологического анализа и оценки качества развития и функционирования исторических личностей методом этнофункциональной историко-психологической реконструкции. Был осуществлен этнофункциональный анализ и выявлены показатели уровня психологической зрелости и психологического здоровья ведущих представителей элиты в историческом развитии русской ментальности с XII по XIX вв.: Кирика Новгородца (XII в.), царя Ивана IV Грозного (XVI в.), царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума (XVII в.), царя Петра Великого (XVIII в.), А.С. Пушкина (XIX в.). Установлено, что представление об общих этнофункциональных механизмах развития и функционирования личности у представителей элиты в историческом развитии русской ментальности могут использоваться для анализа, прогноза и социально-психологической коррекции развития ментальности как личности, так и общества. Представлены результаты эмпирического исследования динамики морально-правовых представлений российской учащейся молодежи в период с 1989 по 2017 годы. Цель исследования состояла в выявлении особенностей правовой социализации учащейся молодежи в современной России. Сравнение данных, полученных с применением методики Тапп в четырех эмпирических «срезах» с интервалами в несколько лет (1989, 1993-1994 гг., 2001-2002 и 2017 гг.), позволило наблюдать динамику изменения морально-правовых представлений молодежи почти за 28 лет, в течение которых произошли: распад СССР, смена общественного строя, болезненное становление новой России. Выборку составили 300 студентов из Курска, Москвы, Смоленска и Чебоксар. Сделан вывод о достоверных различиях между ответами студентов в 1989 и в 2017 гг. Незнание своих конституционных прав и доверие советскому государству в конце советского периода сменилось в наше время тревогой, потребностью в защите и стремлением к соблюдению законов (при таком же их незнании, как и в советский период). Результаты по исследовательским срезам начала 1990-х и начала 2000-х говорят о столкновениях, иногда болезненных, с фактами влияния закона или его неисполнения на повседневную жизнь граждан и об устойчивом сохранении ориентации респондентов на нравственный закон. В правовом сознании современных молодых людей сохраняется разделение понятия «закон» и понятия «нравственность». Законы по-прежнему воспринимаются в качестве атрибута государства, как нечто «внешнее», обладающее функциями наказания и ограничения свободы. В суждениях проявляются недоверие к законам, сомнения в их справедливости, действенности на территории Российской Федерации. Сохраняется тенденция к обретению прав на различные свободы. Молодые люди ощущают нестабильность своего правового статуса. Произошла утрата важной составляющей правосознания – опоры на нравственные принципы. Снизился страх перед наказанием и авторитетом власти. Не имея иных ориентиров в морально-правовой сфере, современные молодые люди оказались в ситуации правовой дезориентации. В результате 8% лиц молодого возраста полностью игнорируют закон. Получила подтверждение гипотеза о совокупности признаков, соответствие которым указывает на принадлежность нравственной элите, причем в студенческой выборке эти признаки представлены лишь частично, а в выборке, состоящей из людей, которых можно отнести к творческой и научной элите, совокупность признаков представлена полностью. Изучались закономерности динамики ценностных ориентаций личности в исторический период наметившегося экономического роста 2003-2006 годов. Исследовательские «срезы» осуществлялись в 1994, 1997, 1999, 2001, 2003 и 2006 годах. В 2003-2006 гг. динамика ценностных приоритетов характеризовалась переходом от направленности на творческую самореализацию и прагматические ценности, ярко выраженной в периоды макроэкономической дестабилизации, к направленности на этические ценности и активное проведение досуга, типичной именно для периодов стабилизации экономических условий. Анализировались содержание и установка социальных представлений о совести в зависимости от выбора молодежью той или иной группы ценностей. Респонденты, выбирающие конкретные ценности (интересная работа, материально обеспеченная жизнь, развлечения и т.п.) статистически чаще разделяют цинично-прагматичное отношение к совести, чем респонденты, у которых в структуре ценностей в той или иной мере присутствуют абстрактные ценности (жизненная мудрость, творчество, счастье других и т.п.). Результаты проведенного пилотажного эмпирического исследования выявили, что чем сильнее выражена психопатологическая симптоматика у молодого человека, тем он в большей степени нивелирует значение совести и соглашается с утверждениями негативного характера (совесть не нужна; совесть – это бред, от которого нужно отвыкать; совесть мешает жить; человек с совестью – слабый и боязливый и т.п.). Результаты подтверждают мнение, что психологическое здоровье взаимосвязано с нравственными установками личности и является необходимым условием нравственности человека, как и наоборот, нравственные ориентиры помогают человеку сохранить психическое и психологическое здоровье в разных жизненных ситуациях.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Макропсихологический анализ социальных явлений / А.В. Юревич отчет по НИР № 17-18-00001 (Российский научный фонд)