АННОТАЦИЯ
В рамках исследования дифференциации, актуализации и деактуализации элементов субъективного опыта и интерпретации этих процессов в терминах перехода от возможного к действительному (и наоборот) было выделено несколько задач, направленных на различные аспекты этого перехода. Субъективный опыт формируется в ходе взаимодействия со средой и затем актуализируется в ходе реализации поведения (Анохин, 1935, 1968; Швырков, 1995; Александров и др., 2015). Нами предполагается, что процесс научения построен на системно-селекционных принципах (Швырков, 1995; Александров, 2014). На психологическом уровне в качестве метакатегорий (Знаков, 2016), описывающих эти закономерности, возможно использование категорий возможного и действительного, особенности их перехода одно в другое. Мало изученным аспектом феноменологии формирования индивидуального опыта является его процессуальная характеристика. С системно-эволюционных позиций этот процесс понимается нами как разворачивающийся системогенез – процесс формирования новой функциональной системы, рассматриваемой как элемент субъективного опыта. Системогенез всегда сопровождается изменением межсистемных отношений, т.е. отношений между элементами в целостной структуре субъективного опыта (Александров, 2005; Alexandrov et al., 2001 Безденежных; 2004). При этом при реализации навыка опыт может перестраиваться, что также сопровождается изменением межсистемных отношений. Различие процессов формирования опыта и его последующего развития/реорганизации (совершенствования навыка) с системных позиций заключается в разном соотношении системогенеза как формирования новой системы и изменения межсистемных отношений. Этот аспект работы позволит расширить теоретические представления о переходе возможного в действительного, с раскрытием динамической составляющей этого процесса. Помимо реализации индивидуального поведения, экологичным для человека является поведение коллективное (di Paolo, de Jaegher, 2012; de Jaegher et al., 2016). При реализации коллективного поведения индивиды, достигая «коллективные результаты» (см. в Александров, Александрова, 2010), актуализируют свой субъективный опыт, специфичный для них и связанный с формированием его целостной структуры в ходе процесса индивидуального развития (Апанович, Александров, 2021). Таким образом, отдельным аспектом рассмотрения в планируемом исследовании будет проблема актуализации элементов субъективного опыта при формировании и реализации коллективного поведения, а также согласования опыта взаимодействующих индивидов. Это соотносится с принципом комплементарности взаимодействующих индивидов, основанной, в частности, на разнообразии их ментальностей. (Alexandrov, 2001, 2002, 2009, 2015; см. также в: Александров, Кирдина, 2012; Newman-Norlund et al., 2007; Знаков, 2022). Процесс познания характеризуется не только переходом от возможного к действительному в процессе понимания, но и обратным переходом в процессе забывания. Можно предположить, что динамика этого процесса определяется личностными свойствами так же, как и динамика понимания, так как забывание - основа нового понимания. В процессе развития/дифференциации опыта происходит появление новых элементов опыта, направленного на достижение более конкретных дифференцированных результатов соотношения индивида со средой (Александров, 1989; Александров и др., 2014; 2015; Чуприкова, 1997). Эти новые элементы опыта встраиваются в уже имеющуюся структуру индивидуального опыта, реорганизуя его. Одним из вариантов такого развития в процессе индивидуального развития может быть такое отношение между элементами опыта разного возраста, при котором актуализация более «старых» элементов опыта становится всё менее возможной, вплоть до невозможности актуализации. Данный процесс, который может быть одним из механизмов группы феноменов «забывания», которые рассматривается нами как деактуализация элементов опыта (отсутствие актуализации элементов опыта как во внутреннем, так и во внешнем плане).
ЦИТАТА
Знаков, В.В. Формирование, актуализация и деактуализация элементов субъективного опыта в индивидуальном и коллективном поведении / В.В. Знаков // . – 2023. – С.