АННОТАЦИЯ
Исследовалась системная организация опыта, обеспечивающего решение аналитических и холистических задач. Предполагалось, что наборы функциональных систем, актуализирующихся для решения задач разного типа, имеют различия, которые проявляются в мозговой активности и опосредуются тем, решает ли индивид - аналитичный или холистичный - задачу “своего” типа или “не своего”. Было проведено исследование (N = 52) мозгового обеспечения процесса решения аналитических и холистических задач представителями аналитической и холистической субпопуляций российской культуры. Было показано, что холистические задачи решаются быстрее и правильнее аналитических, что согласуется с представлением о холистическом характере российской культуры. При этом по мере научения улучшение результативности наблюдалось в задачах “не своего” типа (т.е. холистических задач у аналитичных индивидов, и наоборот) по сравнению с задачами, специфичными для ментальности индивидов. Получены различия между компонентами связанных с событиями потенциалов, возникающих при решении задач разного типа аналитичными и холистичными индивидами, в том числе выявлены субпики P300 при решении аналитической задачи аналитичными индивидами. Полученные различия в связанных с событиями потенциалах сопоставлены с выделенными нами ранее критериями аналитических и холистических задач. Обсуждаются направления дальнейших исследований процесса научения у индивидов с разной ментальностью.
ЦИТАТА
Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач / В.В. Апанович, Э.А. Арамян, М.С. Дольникова, Ю.И. Александров // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 45-60