Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Известно, что процесс научения характеризуется значительной̆ межиндивидуальной вариативностью и обусловливается многими факторами - в том числе индивидуальными различиями, которые, в свою очередь, связаны с различиями в уже имеющейся структуре индивидуального опыта. В настоявшее время неизвестно, какие именно процессы определяют вариативность индивидуальных «траекторий» формирования нового опыта в большей степени: процессы активного поддержания имеющейся структуры опыта, процессы формирования новых элементов индивидуального опыта или процессы модификации уже существующих элементов. В настоящем проекте экспериментально сравниваются индивидуальные особенности выполнения уже имеющихся навыков и приобретения новых как у животных, так и у человека. За отчетный период были апробированы различные варианты методик, проведены пилотные и начаты основные эксперименты по формированию навыка решения психофизических задач, задач компьютерной симуляции на поиск логических закономерностей, навыков запоминания материала при процедуре с чередованием при обучении, многозвеньевых навыков у животных. Были получены кривые научения для различных групп индивидов, что позволило дифференцировать их по успешности формирования навыков. Было установлено, что успешные и неуспешные испытуемые различаются по изменению мощности осцилляций в низкочастотном диапазоне к концу эксперимента: в первом случае мощность уменьшается на последних этапах выполнения задачи, а во втором увеличивается, особенно во фронтальных отведениях. По результатам анализа полученных данных было установлено, что способ чередования материалов для испытуемых позволяет варьировать сложность задачи для дальнейшего сопоставления индивидуальных свойств участников с показателями выполнения заданий и ритмограммы сердца. В части проекта, посвященной выявлению связи между параметрами поведения и структурированностью его нейронного обеспечения, нами были выделены, на основании экспериментов, следующие «поведенческие» переменные: количество проверочных или неэффективных актов залезания в кормушку, средняя длительность циклов и каждого из 10 актов на обеих сторонах клетки, а также вариативность времени актов в течение одной сессии регистрации. Была обнаружена корреляция уровней тревожности животных и исследовательской активности со скоростью обучения, а также обнаружена значимая взаимосвязь между индивидуальными различиями, выявленными с помощью поведенческого фенотипирования, и специфичным для разных слоев ретросплениальной коры уровнем вовлечения нейронов в поведение.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Психофизиологический анализ межиндивидуальной вариативности процессов модификации структуры опыта и результативность поведения / Ю.И. Александров отчет по НИР № 22-18-00435 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2017 год

2016 год

2020 год