АННОТАЦИЯ
В отчетном периоде были выполнены следующие работы и получены следующие научные результаты. Были подготовлены материалы для сбора оценок возраста усвоения слов: составлены списки калибровочных, контрольных и тестовых слов, инструкции респондентам для разных форм сбора данных. Была обеспечена представительность выборки слов (30000 слов) относительно всего корпуса слов русского языка. Списки слов включали 300 тестовых, 10 калибровочных и 30 контрольных слов. В каждом списке из 300 тестовых слов было 134 существительных, 76 глаголов, 70 прилагательных, 17 наречий и три слова из других частей речи. Десять калибровочных слов помещались в начало каждого списка, тридцать контрольных слов помещались случайным образом внутри каждого списка. Были проанализированы связи возраста усвоения (ВУ) слов с их принадлежностью к лексико-семантическим категориям и членством в них. Для анализа из англоязычных категориальных норм было отобрано 50 категорий. Были рассчитаны корреляции продуктивности категорий (среднего числа членов категории, упоминаемых в задаче свободного перечисления) со средними объективными и субъективными оценками ВУ имен членов категорий, которые составили –0,408 (p<0,01) и 0,584 (p<0,001). Этот результат подтвердил гипотезу об отрицательной связи ВУ с продуктивностью, сформулированной исходя из предположения, что более рано усваиваемые слова легче генерируются. Результаты регрессионного анализа, в котором время генерации первого слова в последовательности перечисленных имен членов категории выступало как зависимая переменная, а предикторами были длина слова (в буквах) и субъективные оценки его ВУ позволили отвести объяснение обусловленности отрицательных корреляций возможными различиями в длине слов, относящихся к различным категориями, и рано и поздно усваиваемых. Были рассчитаны также корреляции между оценками возраста усвоения имен членов категорий и порядковыми номерами частот их упоминания в задаче свободного перечисления членов категории для 50 категорий. Эти корреляции менялись от –0,382 до 0,932; 42 из них положительные и 8 – отрицательные. Их среднее равно 0,370, стандартное отклонение составляет 0,322. Были предложены объяснения диссонирующим результатам, полученным для восьми категорий. В целом, полученные результаты подтвердили гипотезу о положительной связи между возрастом усвоения имен членов лексико-семантических категорий и порядковым номером частоты их упоминания, сформулированной исходя из представлений о роли возраста усвоения слов в речевых процессах. Были составлены инструкции для очной компьютеризированной и бланковой форм предъявления списков. В них сообщалась цель исследования – определить примерный возраст, в котором были усвоены те или иные слова, при этом отмечалось, что усвоенным считается не только то слово, которое респондент использует в своей речи, но и слово, смысл которого респондент понимает, когда слышит. Ставилась задача: указать примерный ВУ (целое число в годах) каждого слова в списке. Сообщалось, что в начале каждого списка находятся 10 калибровочных слов, про которые уже известно, что они усваиваются в разном возрасте; их оценивание даст возможность лучше понять процедуру и то, каким широким может быть спектр оценок. В случае незнания значения какого-то слова, респондентам предлагалось ввести (написать) букву «Н». Были собраны и обработаны данные для 25 списков, включающих 7500 тестовых слов. Эти данные были получены от 811 респондентов. Среди респондентов примерно поровну мужчин и женщин, они представляют разные регионы страны и различные группы населения. Большая часть данных была собрана в очной компьютеризированной форме, при которой респонденты указывали ВУ слов, вводя свои ответы файл Excel, меньшая часть данных была собрана в бланковой форме. Был осуществлен контроль качества данных каждого респондента как по формальным показателям, так и путем просмотра ответов на предмет обнаружения аномальных оценок. В результате ответы 270 респондентов были отсеяны. Были признаны удовлетворительными ответы 541 респондента, каждое из 7500 слов предъявлялось 20 или большему числу из этих респондентов. Для каждого слова рассчитывался средний ВУ и стандартное отклонение оценок ВУ.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Сбор норм по возрасту усвоения для большого корпуса слов русского языка / А.А. Григорьев отчет по НИР № 22-18-00269 (Российский научный фонд)