АННОТАЦИЯ
По результатам исследования, проведенного в 2022 г. в рамках проекта «Иерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте», теоретически обоснованы социально-психологические конструкты «оставленности» и «вовлеченности», характеризующие переживание ребенком повседневного и травматического стресса. Показано, что феноменология «оставленности» проявляется в социальных ситуациях, которые считаются нормативными (например, воспитание ребенка прародителями). Вызванный ими стресс, касается отношений родитель—ребенок, в которых происходит искажение ролевой структуры семьи, возникает ограничение эмоционального контакта ребенка с отцом и матерью. Стресс ребенка проявляется в виде реакции на чувство «оставленности», что в совокупности влияет на формирование индивидуального опыта и своего места в личной и семейной истории, на построение межличностных отношений и чувство уверенности в себе. В целом «оставленность» понимается как переживание разной степени эмоциональной отстраненности, ненужности, невключенность ребенка в привычные нормативные (социальные) отношения, которая связана с нивелированием или искажением взрослым социальных ролей ребенка (ролевой структуры взаимодействия) и ослаблением эмоциональных и коммуникативных связей в рамках этого взаимодействия. В отличие от конструкта «оставленность», «вовлеченность» трактуется как принудительное физическое или эмоциональное включение ребенка в ненормативные социальные отношения, предполагающее выполнение им атипичной социальной роли и возложение на него сопутствующих этой роли обязательств, не соответствующих уровню физической, социальной и психической зрелости ребенка. Вовлеченность проявляется в ситуациях воздействия на человека стрессоров высокой интенсивности (эмоциональное, физическое, сексуальное насилие, угрожающее жизни заболевание у взрослого, военные действия, и др.). Теоретический анализ проблемы детского стресса и проведение эмпирического исследования позволили проверить одну из гипотез, подтверждающих актуальность концептуализации детских переживаний в виде создания иерархической модели стресса. На выборке детей (n=132) в возрасте 8-12 лет — 61 девочка и 71 мальчик, было верифицировано предположение о наибольшем соответствии самооценки и косвенной оценки стресса у детей младшего школьного возраста в случае, когда стресс косвенно оценивается как негативное состояние. Предполагалось, что при косвенной характеристике стресса как позитивного состояния его прямая оценка ребенком окажется ниже, чем у детей, оценивающих стресс как негативное явление. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда; самооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д). В исследовании были использованы и другие методики. Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно – как дистресс, и позитивно – как эустресс. В зависимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативной ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события, самооценка стресса оказывается на высоком уровне; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса ребенком не достигает средних значений по выборке, оказывается низкой. При этом позитивная оценка стресса может выступать и показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения.
ЦИТАТА
Харламенкова, Н.Е. Иерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте / Н.Е. Харламенкова отчет по НИР № 22-28-00972 (Российский научный фонд)